Интересное сегодня
Как искусственный интеллект формирует социальные нормы
Введение в социальные нормы искусственного интеллекта Новая исследовательская работа исследует, как ...
Последствия домашнего насилия для детей: психологические, эм...
Введение Воздействие насилия в детстве является основным фактором риска множественных проблем со здо...
Новое исследование: депрессия — это описание симптомов, а не...
Новое исследование о депрессии: проблема некорректной информации Недавнее исследование, проведённое ...
Почему правда делает нас привлекательнее: научные исследован...
Привлекательность правды Мы постоянно оцениваем достоверность информации, осознанно или нет, в личны...
Культурные различия в премии за красоту: как язык отражает с...
Культурные различия в премии за красоту Большое количество исследований показывает, что более привле...
Понимание ожирения ногтей: причины, последствия и стратегии ...
Введение Когда речь заходит о поведении, сосредоточенном на теле, обычно вспоминаются такие расстрой...
Введение
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это гетерогенное состояние как по фенотипическим характеристикам, так и по тяжести поведенческих симптомов (Jeste & Geschwind, 2014). Сопутствующие состояния чрезвычайно распространены у детей с РАС: примерно 60–70% имеют хотя бы одну коморбидность (Hirota & King, 2023), а 48% испытывают две или более сопутствующих проблем (Simonoff et al., 2008). Эти факторы усложняют диагностический процесс и создают дополнительные трудности для точной постановки диагноза.
Современные методы диагностики
В настоящее время диагностический процесс РАС включает нейроразвивающий анамнез, клинические оценки языка, функциональности, интеллектуальных способностей и оценку образовательных или профессиональных навыков. Также проводятся медицинские обследования и использование стандартизированных инструментов, таких как тесты и генетические исследования, чтобы исключить другие неврологические состояния или оценить возможные коморбидности (Johnson & Myers, 2007). Однако в некоторых странах использование этих золотых стандартов диагностики может быть ограничено из-за высоких финансовых затрат и необходимости специальной подготовки и экспертизы оценщиков (Klin, 2015).
Роль отслеживания взгляда
В этом контексте всё больше исследований используют объективный метод отслеживания взгляда для количественной оценки визуального внимания в поиске потенциальных биомаркеров, способствующих раннему выявлению РАС (Johnson & Myers, 2007; Magán-Maganto et al., 2017; Pierce et al., 2016). Технология отслеживания взгляда фиксирует направление взгляда детей через видеокамеру устройства, либо в естественной обстановке, либо на экране компьютера, и может применяться с самого раннего возраста.
Совместное внимание и РАС
Совместное внимание (СВ) — это ключевой социально-когнитивный навык, который начинает формироваться уже в 5 месяцев и продолжает развиваться. Эта способность включает в себя разделение внимания и фокусировку на объектах и событиях с другими, а также понимание намерений других людей (Tomasello et al., 2005; Mundy et al., 2018). СВ играет значительную роль в ранней коммуникации, развитии языка и социальном взаимодействии.
Типы совместного внимания
- Ответ на совместное внимание (ОСВ): способность следить за взглядом другого человека.
- Инициация совместного внимания (ИСВ): способность привлечь внимание другого человека и направить его на общий опыт.
Методы и участники исследования
В исследовании приняли участие 784 ребёнка в возрасте от 7 до 48 месяцев из малообеспеченных районов Сан-Паулу. Все дети прошли оценку с помощью шкалы CARS (Childhood Autism Rating Scale) и тестирование с использованием айтрекера Tobii Pro Fusion.
Процедура тестирования
Движения глаз записывались с частотой 120 Гц. Каждый ребёнок располагался на расстоянии примерно 50 см от экрана. Перед началом процедур проводилась калибровка из пяти точек для повышения точности данных.
Результаты
Результаты показали, что дети с РАС проводят меньше времени, глядя на лицо человека, и больше — на фон, по сравнению с типично развивающимися детьми и детьми с другими нарушениями развития. Также у них отмечалось меньше переходов взгляда между областями интереса.
Точность классификации
Кривая ROC показала AUC = 0,65 для идентификации детей с РАС в混合ной выборке, что указывает на умеренную точность метода.
Обсуждение
Исследование подтвердило, что отслеживание взгляда может быть эффективным инструментом для скрининга РАС в естественных условиях, особенно в регионах с низким социоэкономическим статусом. Однако метод не заменяет полноценную диагностику, а служит дополнительным инструментом.
"Сниженное внимание к социальной информации отличает детей с РАС от типично развивающихся детей и детей с другими нарушениями развития."
Заключение
Использование технологии отслеживания взгляда в условиях яслей демонстрирует потенциал для разработки стандартизированных процедур скрининга РАС. Дальнейшие исследования должны быть направлены на повышение точности метода и его интеграцию в клиническую практику.