
Интересное сегодня
Как изменчивость целевого шаблона влияет на пространственное...
Введение Визуальный поиск играет ключевую роль в повседневной жизни — от поиска предметов до професс...
Почему ИИ — это не искусственный мозг, а нечто принципиально...
Искусственный интеллект — не синтетический разум Соблазнительно представлять искусственный интеллект...
Тета-Берст Стимуляция Правой Вентролатеральной Префронтально...
Введение в Неинвазивную Стимуляцию Мозга Неинвазивная стимуляция мозга (НИС) включает в себя методы,...
Влияние стресса во время беременности на реакцию на стресс у...
Введение Новое исследование показывает, что время, когда мать испытывает стресс во время беременност...
Как эмоция благоговения влияет на психическое здоровье и эмо...
Введение Благоговение — это особая эмоция, возникающая при столкновении с чем-то грандиозным, будь т...
Что такое свободные отношения и как они влияют на эмоциональ...
Свободные отношения — это тип межличностных связей, который выходит за рамки традиционных, обязатель...
Агрессия между братьями и сестрами: проблема и методы оценки
Агрессия между братьями и сестрами (сиблингами) представляет собой наиболее распространенную форму домашнего насилия и ассоциируется с проблемами психического здоровья детей и подростков, а также с делинквентным поведением (Van Berkel et al., 2018). Зачастую агрессия между сиблингами не распознается как более вредоносная, нежели нормативный сиблинговый конфликт (Perkins & Grossman, 2020). Однако агрессия между сиблингами подразумевает клинически значимые уровни насилия, приводящие к физическому, психологическому или социальному вреду (Ingram et al., 2020). Более того, исследования свидетельствуют о том, что агрессия среди сиблингов связана с агрессией в других контекстах, что она стабильна во времени (Fite et al., 2021) и повышает риск делинквентности как для сиблингов, подвергающихся агрессии, так и для тех, кто ее проявляет (Brett et al., 2023; Van Berkel et al., 2018).
Ограничения существующих методов оценки
Несмотря на растущее количество исследований агрессии между сиблингами, ведутся споры о наилучших методах ее валидной оценки. Подавляющее большинство исследований по данной теме используют методы самоотчета (Brett et al., 2023; Fite et al., 2021; Ingram et al., 2020; Van Berkel et al., 2018), которые могут иметь ограниченную экологическую валидность из-за социальной желательности, bias памяти (систематической ошибки памяти) и возможных проблем с корректной идентификацией инцидентов вследствие относительно высокой толерантности к агрессии в сиблинговых отношениях (Tucker et al., 2025).
Проблема экологической валидности
Одной из основных проблем в области изучения агрессии является сложность ее capture (фиксации) экологически валидным образом. Немногочисленные исследования, изучавшие агрессию между сиблингами на сегодняшний день, оценивали агрессию в основном через самоотчет или отчет родителей, со всеми ограничениями, связанными с bias респондента (систематической ошибкой респондента) и социальной желательностью (Kirsch et al., 2024; Lawrence et al., 2023). Исследования, оценивающие агрессию в других контекстах (включая агрессию в группах сверстников или в школе), часто используют опросники, виньетки или компьютерные эксперименты, которые могут вызывать bias из-за отсутствия immersion (погружения), адаптации и экологической валидности (Verhoef et al., 2022).
Виртуальная реальность как инновационный метод
Настоящее исследование изучает валидность newly developed (недавно разработанного) интерактивного эксперимента с использованием Виртуальной Реальности (Virtual Reality, VR) для оценки агрессии между сиблингами. Внедрение интерактивного VR-эксперимента может преодолеть несколько из перечисленных проблем и показывает promise (перспективу) для валидной оценки агрессии у молодежи (Verhoef et al., 2022).
Преимущества VR-экспериментов
По сравнению с опросниками или виньетками, VR-эксперимент может enhance (усилить) immersion (чувство присутствия) подростков в социальных ситуациях с их (виртуальным) сиблингом, потенциально вызывая агрессивные responses (реакции). Этот подход представляется более экологически валидным для оценки агрессии, поскольку наблюдение за первичными реакциями подростков в провокационных ситуациях может предотвратить дачу социально желательных ответов в опросниках или виньетках.
Использование VR может стать способом продвижения вперед в оценке агрессии между сиблингами, наряду с опросниками и/или виньетками.
Это, по-видимому, подтверждается недавним исследованием, в котором использовалась VR для оценки агрессии у детей: было обнаружено, что их VR-эксперимент был более sensitive (чувствителен) к capture (фиксации) индивидуальных различий в агрессивном реагировании по сравнению с виньетками (Verhoef et al., 2022). Кроме того, поддерживая конвергентную валидность, они обнаружили значимые корреляции от малых до больших между гневом, attribution враждебного intent (приписыванием враждебных намерений), целями мести и агрессивным реагированием, измеренными в VR-эксперименте и с помощью виньеток.
Экспериментальный контроль и этичность
Во-вторых, интерактивная VR обеспечивает тщательный экспериментальный контроль, способствуя standardized (стандартизации) сценариев для разных участников, одновременно позволяя тонко настраивать сценарий в зависимости от реакций участника и соблюдать этические protocols (протоколы), регулируя социальные события внутри VR-среды (Verhoef et al., 2022).
Конструктная валидность и факторы риска
В дополнение мы исследовали конструктную валидность, изучая ассоциации между агрессией сиблингов, измеренной в VR-эксперименте, с детскими и семейными факторами, которые были ассоциированы с агрессией сиблингов в предыдущих исследованиях (Brett et al., 2023; Tippett & Wolke, 2015). Агрессия между сиблингами embedded (встроена) в семейную систему, и предыдущие исследования показали, что семейные факторы связаны с развитием такой агрессии.
Семейные факторы риска
К примеру, предполагается, что высокие уровни конфликта между родителями (включая межродительское насилие), differential treatment (дифференцированное отношение) родителей, а также враждебные или abusive (оскорбительные) детско-родительские отношения могут быть факторами риска для развития агрессии и абьюза между сиблингами (Ingram et al., 2020; Loeser et al., 2016; Portner & Riggs, 2016; Van Berkel et al., 2018; Wolke & Lereya, 2015). С другой стороны, семейные факторы могут функционировать как protecting factors (защитные факторы). Например, было обнаружено, что позитивные детско-родительские отношения могут оказывать положительный эффект на сиблинговые отношения (Portner & Riggs, 2016).
Индивидуальные факторы риска
Другие исследования предполагают, что индивидуальные факторы риска ассоциированы с развитием агрессии между сиблингами. Например, формы интернализирующих проблем поведения (такие как депрессивные симптомы) и экстернализирующих проблем поведения (включая злоупотребление психоактивными веществами), по-видимому, связаны с агрессией сиблингов (Lawrence et al., 2023). Связь между интернализирующими проблемами и агрессией сиблингов дополнительно поддерживается теориями о том, как тревожность влияет на агрессию в течение детства (Granic, 2014).
Методология исследования
Целью текущего исследования было изучить utility (полезность) интерактивного VR-эксперимента как средства оценки агрессивных тенденций подростков в рамках dynamics (динамики) сиблинговых отношений. Поскольку это newly developed (недавно разработанный) эксперимент, мы провели пилотное исследование первой фазы, в котором оценили конвергентную валидность.
Выборка и процедура
Молодые подростки в возрасте от 8 до 15 лет были набраны из четырех школ, (неклинической) молодежной ассоциации и учреждения внешкольного ухода в городах поблизости от Лейденского университета в Нидерландах. Подростки и их родители были проинформированы о исследовании и предоставили информированное согласие. В исследовании приняли участие 26 подростков и один из их сиблингов, что resulted in (привело к) общей выборке из 52 подростков.
Сиблинговые диады и один из их родителей были приглашены в университетскую лабораторию. Оба сиблинга от каждой диады индивидуально участвовали в custom-made (созданном на заказ) интерактивном эксперименте с Виртуальной Реальностью (VR), designed (разработанном) для оценки агрессии. Кроме того, они индивидуально заполнили несколько цифровых опросников и ответили на некоторые вопросы в response (ответ) на видео-виньетки.
VR-парадигма
Интерактивный VR-эксперимент был developed (разработан) на основе лицензионного программного обеспечения VR-компании (CleVR) в combination (сочетании) с newly developed (недавно разработанной) парадигмой (адаптировано из Alsem et al., 2023). VR-эксперимент состоял из трех immersive (иммерсивных) сред, в которых участники могли взаимодействовать со своим виртуальным сиблингом как вербально, так и физически.
Участники носили head-mounted display (шлем виртуальной реальности), noise-cancelling headphones (шумоподавляющие наушники) и держали controller (контроллер) в каждой руке. Они могли свободно перемещаться (в пределах площади 3 м2) и могли двигать и manipulate (манипулировать) объектами в виртуальной среде с помощью своих контроллеров.
Ключевые результаты и обсуждение
Результаты показали relatively high frequencies (относительно высокие частоты) наблюдаемой агрессии и relatively large variances (относительно большие дисперсии) по всем трем аспектам агрессии, измеренным с помощью VR-эксперимента. Два коротких сценария максимальной продолжительностью три минуты, которые включали провокацию со стороны виртуального сиблинга, вызывали несколько форм агрессивного реагирования.
Большинство участников показали по крайней мере одну форму физической агрессии, психологической агрессии или направленной на задачу агрессии.
Поддерживая конвергентную валидность, результаты показали small to moderate associations (слабые и умеренные связи) между наблюдаемой физической агрессией и самоотчетной физической и психологической агрессией по отношению к сиблингу. Кроме того, наблюдаемая направленная на задачу агрессия была положительно связана с самоотчетной психологической агрессией по отношению к сиблингу, с малым размером эффекта.
Ограничения исследования
Исследование также имело несколько limitations (ограничений). Небольшой размер выборки и относительно большой возрастной диапазон участников limited (ограничили) возможность обобщения findings (результатов). Кроме того, использованная в исследовании неклиническая выборка имела в целом низкие уровни агрессии, что raises questions (ставит под вопрос) применимость VR-эксперимента в клинических популяциях.
Более того, провокация в эксперименте была mild (мягкой), что может быть недостаточно sensitive (чувствительно) для capture (фиксации) более тяжелых уровней сиблингового насилия. Кроме того, межнаблюдательная надежность для двух конструктов системы observational coding (наблюдательного кодирования) была умеренной, возможно, из-за небольшого размера выборки и относительно низких уровней наблюдаемой агрессии.
Заключение и перспективы
В заключение, это исследование предлагает ценные insights (инсайты) в utility (полезность) интерактивного VR-эксперимента для оценки агрессивных тенденций молодых подростков по отношению к их сиблингам. Результаты подчеркивают potential (потенциал) таких VR-экспериментов для capture (фиксации) реактивной агрессии экологически валидным образом.
Эксперимент demonstrated (продемонстрировал) чувствительность в измерении агрессии, вызывая различные формы агрессивных responses (реакций) даже в рамках коротких, мягко провокационных сценариев. Следовательно, VR-эксперименты могли бы быть ценными при внедрении multimethod approach (многометодного подхода) для оценки агрессии в других контекстах, например, в популяциях juvenile justice (ювенальной юстиции) (Lampe et al., 2023).
Несмотря на ограничения, успешная manipulation (манипуляция) VR-эксперимента обеспечивает solid foundation (прочную основу) для будущих исследований в области оценки агрессии с использованием immersive (иммерсивных) виртуальных сред. Необходимы дальнейшие исследования с более разнообразными и клиническими популяциями для полной оценки применимости и эффективности VR-эксперимента.