Интересное сегодня
Биологический подход в психологии: как гены, мозг и гормоны ...
Биологический подход в психологии Биологический подход объясняет поведение, мышление и эмоции челове...
Выборочное распределение в статистике: теория и практика
Выборочное распределение в статистике В статистике выборочное распределение — это распределение веро...
Психологическое благополучие сотрудников Гражданской Гвардии...
Введение Гражданская Гвардия является одним из двух силовых ведомств Испании наряду с Национальной п...
Как самоэффективность и эффективность реакции влияют на прин...
Введение Воспринимаемый контроль, или вера в способность влиять на окружающую среду, критически важе...
Нужды сотрудников: ключевые факторы благополучия и эффективн...
Введение Стремление к насыщенной профессиональной жизни привело ученых к глубокому изучению факторов...
Как содержание и длина ответа влияют на подготовку ответов н...
Роль содержания и длины ответа при подготовке ответов на вопросы Исследования показывают, что собесе...
Введение
Вера в сверхъестественных агентов, которые следят за соблюдением моральных норм, теоретически связана с кооперативным альтруизмом и просоциальным поведением. Предыдущие исследования выявили неявную ассоциацию между атеизмом и крайней асоциальностью (например, серийными убийствами). Однако эти данные не объясняют гипотетическую связь между религиозной верой и просоциальностью.
Методология исследования
Мы провели два предварительно зарегистрированных эксперимента, используя методологию «серийного помощника», чтобы оценить предубеждения, связанные с исключительной добротой. Этот подход зеркально отражает дизайн предыдущих кросс-культурных исследований, где использовались описания серийных убийц.
Участники и процедура
В первом исследовании (США, преимущественно религиозное общество) и втором (Новая Зеландия, светское общество) мы успешно воспроизвели предыдущие результаты, связывающие атеизм с нарушением норм, и обнаружили более сильную ассоциацию между религиозностью и добродетельностью.
Результаты
Ключевые выводы:
- Участники чаще связывали «серийного помощника» с религиозностью, чем с атеизмом.
- В условиях «серийного убийцы» атеисты ассоциировались с преступлениями чаще, чем верующие.
- Эти стереотипы проявлялись даже среди малорелигиозных участников.
Обсуждение
Результаты подтверждают гипотезу о том, что религиозность воспринимается как индикатор просоциальности и надежности. Это может объяснять, почему общества с верой в морализирующих богов исторически демонстрировали более высокий уровень кооперации.
«Стереотипы, связывающие религиозность с добротой, распространены глобально, даже в светских обществах»
Ограничения и будущие исследования
Необходимы дополнительные исследования в более разнообразных культурных контекстах, а также изучение роли самоусиления (тенденции религиозных людей считать себя морально выше).