
Интересное сегодня
Как изменить восприятие стресса для повышения продуктивности...
Понимание стресса как мотиватора Исследование, проведенное Griffith University, показывает, что стре...
Как заставить кого-то сказать правду в 6 простых шагов
Будь то подозрение, что ваш партнер лжет вам, или уверенность, что коллега скрывает правду, умение з...
Теория привязанности Гарри Харлоу: эксперименты с макаками-р...
Теория привязанности Гарри Харлоу Гарри Харлоу (1958) хотел изучить механизмы, с помощью которых нов...
Влияние языкового стиля на восприятие развлекательных медиа:...
Введение Исследование языкового стилевого соответствия (LSM) показывает, что люди часто подстраивают...
Исследование предпочтений пользователей в дизайне интерфейсо...
Введение Распространение мобильных приложений (apps) изменило способы общения, работы и обучения люд...
Влияние родительского поведения на экранное время детей до 5...
Введение В современном обществе дети дошкольного возраста (т.е. дети до 5 лет) неизменно подвергаютс...
Введение
Вера в сверхъестественных агентов, которые следят за соблюдением моральных норм, теоретически связана с кооперативным альтруизмом и просоциальным поведением. Предыдущие исследования выявили неявную ассоциацию между атеизмом и крайней асоциальностью (например, серийными убийствами). Однако эти данные не объясняют гипотетическую связь между религиозной верой и просоциальностью.
Методология исследования
Мы провели два предварительно зарегистрированных эксперимента, используя методологию «серийного помощника», чтобы оценить предубеждения, связанные с исключительной добротой. Этот подход зеркально отражает дизайн предыдущих кросс-культурных исследований, где использовались описания серийных убийц.
Участники и процедура
В первом исследовании (США, преимущественно религиозное общество) и втором (Новая Зеландия, светское общество) мы успешно воспроизвели предыдущие результаты, связывающие атеизм с нарушением норм, и обнаружили более сильную ассоциацию между религиозностью и добродетельностью.
Результаты
Ключевые выводы:
- Участники чаще связывали «серийного помощника» с религиозностью, чем с атеизмом.
- В условиях «серийного убийцы» атеисты ассоциировались с преступлениями чаще, чем верующие.
- Эти стереотипы проявлялись даже среди малорелигиозных участников.
Обсуждение
Результаты подтверждают гипотезу о том, что религиозность воспринимается как индикатор просоциальности и надежности. Это может объяснять, почему общества с верой в морализирующих богов исторически демонстрировали более высокий уровень кооперации.
«Стереотипы, связывающие религиозность с добротой, распространены глобально, даже в светских обществах»
Ограничения и будущие исследования
Необходимы дополнительные исследования в более разнообразных культурных контекстах, а также изучение роли самоусиления (тенденции религиозных людей считать себя морально выше).