Интересное сегодня
Взаимодействие человека и робота: чувство собственной активн...
Введение: Понимание чувства собственной активности (SoA) Чувство собственной активности (Sense of A...
Самоизоляция подростков после пандемии COVID-19: между социа...
ВведениеСоциальная изоляция — это многогранное явление, характеризующееся добровольной и длительной ...
Web-трекинг мыши для изучения распознавания речи: методологи...
Введение в методологию исследования В современной психолингвистике наблюдается два противоречащих др...
Как окситоцин влияет на гендерное равенство у лемуров: иссле...
Если бы проводился конкурс на звание самых агрессивных самок в животном мире, лемуры заняли бы одно ...
Трипофобия у детей 4-5 лет: научное исследование дискомфорта...
Введение в проблему трипофобии Дискомфорт при виде скоплений отверстий или кругов, таких как семенн...
Как взаимодействие двух людей влияет на принятие решений: чу...
Влияние взаимодействия двух людей на критерий ответа в перцептивном принятии решений Предыдущие исс...
Введение в проблему афазии и когнитивных нарушений
Инсульт является второй по значимости причиной смертности и инвалидности в мире. Одним из наиболее распространенных последствий инсульта является афазия, которая затрагивает как минимум треть выживших после инсульта. Афазия — это нарушение коммуникативных способностей, вызванное приобретенным поражением языковых модальностей в результате повреждения мозга в доминантном по языку полушарии.
В зависимости от области мозга, в которой происходит поражение, люди с афазией (ЛсА) испытывают трудности с производством и/или пониманием речи, сопровождающиеся нарушением письма и чтения. Помимо языковых нарушений (наиболее выраженных симптомов афазии), ЛсА часто демонстрируют трудности с нелингвистическими когнитивными функциями, такими как внимание, исполнительные функции и память. Эти когнитивные дефициты часто регистрируются независимо от вербальных стимулов, используемых для их оценки.
Однако, поскольку коммуникативные навыки зависят от вышеупомянутых функций, такие нарушения могут потенциально усугублять языковые дефициты у ЛсА и impedire процесс реабилитации афазии и восстановления языковых функций.
Временная обработка информации и ее связь с языком
ЛсА также испытывают трудности с обработкой временной информации (ОВИ). Некоторые исследования продемонстрировали связь между ОВИ и языком. Человеческая речь ограничена временной организацией в миллисекундной и мультисекундной временных областях.
Миллисекундная ОВИ связана с фонологическим кодированием/декодированием и слогообразованием, в то время как мультисекундная ОВИ участвует в лексическом выборе, производстве и восприятии предложений. В мультисекундной области спонтанный поток речи временно сегментируется и разбивается на фразы, ограниченные по времени до нескольких секунд, разделенные паузами.
Это сегментирование играет crucialную роль, позволяя говорящему подготовить следующую фразу, а слушателю — обработать поступающую информацию.
Несколько авторов указали, что ЛсА демонстрируют дефициты на разных уровнях ОВИ в зависимости от их афазических симптомов. Таким образом, пациенты с поражениями левого полушария и афазией Брока, у которых наблюдаются значительные трудности с производством речи, имеют дефициты ОВИ на мультисекундном уровне по сравнению с пациентами с поражениями правого полушария, здоровыми людьми из контрольной группы или людьми с афазией Вернике.
Методология исследования
В данном исследовании приняли участие тридцать четыре пациента после инсульта (22 мужчины), страдающих афазией после первого инсульта в левом полушарии (время после поражения: в среднем 32 недели). Возраст участников ranged от 30 до 82 лет. Они были правшами, носителями польского языка. У участников был нормальный слух, подтвержденный скрининговой аудиометрией по чистотам.
Исследование было контролируемым, рандомизированным и одинарным слепым. Пациенты были разделены на две группы: экспериментальная группа (ExpG), которая использовала экспериментальную программу тренировок, и контрольная группа (ConG), которая использовала контрольный тренинг.
Процедуры оценки
Процедуры оценки состояли из нескольких нейропсихологических измерений, оценивающих понимание и производство речи, ОВИ, память и исполнительные функции. Процедуры оценки проводились три раза: до тренировки (предтренировочная оценка), после тренировки (послетренировочная оценка) и при последующем наблюдении примерно через 3 месяца после тренировки.
Оценка речи включала:
- Понимание предложений: оценивалось с помощью Token Test (батарея Aachener Aphasia Test)
- Понимание грамматики: оценивалось с помощью Grammar–Sentence Comprehension Test
- Понимание слов: оценивалось с помощью Vocabulary–Word Comprehension Test
- Дискриминация фонем: оценивалась с помощью Phoneme Hearing Test (Батарея фонологических тестов)
Производство речи оценивалось с помощью:
- Наименование: оценивалось с помощью Vocabulary–Word Production Test
- Вербальная беглость: измерялась с помощью Semantic Verbal Fluency Test в двух категориях (животные или фрукты)
Тренировочные процедуры
Экспериментальный тренинг использовал Dr. Neuronowski® — новое мультимедийное терапевтическое программное обеспечение, разработанное в Институте Ненцкого и адаптированное для ЛсА. Программное обеспечение состоит из 31 терапевтической игры, которые одновременно тренируют несколько когнитивных domains, с strongным акцентом на ОВИ.
Контрольный тренинг был сосредоточен на упражнениях для улучшения нарушенных языковых функций. Он был основан на мультимедийном программном обеспечении для логопедии, доступном на польском рынке. В отличие от экспериментального тренинга, эти задачи не включали никакой ОВИ.
Протоколы как экспериментального, так и контрольного тренингов включали 24 индивидуальных сеанса по 45 минут каждый, 3 раза в неделю. Все упражнения выполнялись на планшете.
Результаты исследования
Применение экспериментального тренинга у ЛсА улучшило все assessedные функции, за исключением понимания слов, пространственной кратковременной и рабочей памяти и способности к планированию. С другой стороны, после контрольного тренинга значительное улучшение наблюдалось только в понимании грамматики и наименовании.
Влияние на речевые функции
Экспериментальный тренинг значительно улучшил:
- Понимание предложений (p = 0.002)
- Понимание грамматики (p = 0.007)
- Дискриминацию фонем (p = 0.004)
- Наименование (p = 0.045)
- Вербальную беглость (p = 0.009)
Контрольный тренинг показал улучшение только в:
- Понимании грамматики
- Наименовании (p = 0.014)
Влияние на нелингвистические функции
Экспериментальный тренинг также привел к значительному улучшению:
- Обработки временной информации (снижение порогов временного порядка, p = 0.031)
- Вербальной кратковременной памяти (p = 0.009)
- Вербальной рабочей памяти (p = 0.033)
В контрольной группе не наблюдалось значительных улучшений в нелингвистических функциях.
Обсуждение результатов и выводы
Результаты настоящего исследования показали, что после экспериментального тренинга улучшения можно было наблюдать в нескольких нелингвистических функциях (ОВИ, вербальная кратковременная и рабочая память), а также в нескольких языковых функциях: понимание предложений, понимание грамматики, беглость, наименование и дискриминация фонем.
Напротив, контрольный тренинг привел к значительному улучшению только в понимании грамматики и наименовании. Поскольку уровень производительности до тренировки можно считать сопоставимым между обеими группами, различия в эффектах тренировок указывают на divergentные клинические эффекты.
Улучшение нетренированных функций после экспериментального тренинга может указывать на эффект дальнего переноса — transfer тренировочных benefits в другую domain, которая разделяет основные mental processes с тренируемой.
На основе модели von Steinbüchel и Pöppel мы предполагаем, что улучшение ОВИ может привести к улучшению других, не напрямую тренируемых функций, таких как язык. Мы postulate, что этот эффект может опосредоваться улучшениями в рабочей памяти.
Клинически результаты демонстрируют, что Dr. Neuronowski® может рассматриваться как новый инструмент для улучшения лингвистической и нелингвистической обработки у ЛсА и, следовательно, может найти применение в будущей клинической практике.
Стабильность изменений и ограничения исследования
Оценка стабильности изменений показала, что эффекты экспериментального тренинга оставались стабильными в течение 3-месячного периода. В контрольной группе большинство когнитивных показателей остались неизменными.
Важно отметить, что неравное количество пациентов, участвовавших в последующих оценках, было ограничением текущего исследования. Кроме того, из-за относительно небольшого размера выборки и большой heterogeneity, typically наблюдаемой в исследованиях с участием клинических популяций, коррекция для множественных сравнений не применялась.
В заключение, текущие результаты согласуются с предыдущими исследованиями относительно использования тренировки только ОВИ у ЛсА. Использование комплексного когнитивного тренинга Dr. Neuronowski®, который addressed variety когнитивных функций с majorным акцентом на ОВИ, оказалось effective для восстановления нарушенных лингвистических и нелингвистических функций у ЛсА.