Как расположение теней влияет на точность оценки расстояния в виртуальной реальности

Как расположение теней влияет на точность оценки расстояния в виртуальной реальности

Интересное сегодня

Как просьбы о помощи могут усилить романтическое влечение: н...

Почему просьбы о помощи работают в романтических отношениях? Традиционные советы по знакомству учат ...

Как мозг фильтрует звуки: исследование короллярных разрядов

Введение Исследователи проследили, как мозг фильтрует фоновый шум в процессе речи, используя сигналы...

Нейронная сигнатура самопоглощенности: как мозг предсказывае...

Нейронная сигнатура самопоглощенного мышления Новое исследование идентифицирует паттерн мозговой акт...

Новая терапия ультразвуком для лечения депрессии и тревоги

Новая терапия, меняющая подход к лечению По новому исследованию, проведенному в Медицинской школе Де...

Нарушение контроля позы, движений глаз и когнитивной нагрузк...

Введение в проблему нарушений контроля при болезни Паркинсона Болезнь Паркинсона (БП) представляет с...

Как низкокалорийные диеты влияют на депрессию: новые исследо...

Новые исследования, опубликованные в открытом доступе в журнале BMJ Nutrition Prevention & Health, с...

Рисунок 2
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 7
Рисунок 1
Рисунок 1
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Thumbnail 5
Thumbnail 6
Thumbnail 7
Thumbnail 8
Thumbnail 9
Thumbnail 10
Оригинал исследования на сайте автора

Введение

В естественной среде существует множество визуальных подсказок для оценки расстояния, и точность таких оценок зависит от их комбинации. Например, в стереоскопических дисплеях перспективные подсказки оказались более эффективными для точного восприятия расстояния, чем другие сигналы глубины, такие как относительная яркость. Однако эффективность многих подсказок, включая параллакс, быстро снижается с увеличением расстояния.

Роль теней в восприятии расстояния

Тени возникают, когда объект или поверхность блокируют свет, падающий на другую поверхность. Они делятся на:

  • Затенение (Shading): изменение яркости поверхности из-за её ориентации относительно источника света.
  • Прикреплённые тени (Attached shadows): тени на той же поверхности, которая блокирует свет.
  • Падающие тени (Cast shadows): тени, отбрасываемые на другие поверхности. Именно они изучались в данном эксперименте.

Методы исследования

Эксперимент проводился в двух виртуальных средах: «разреженной» (Sparse) и «загромождённой» (Cluttered). Участники выполняли задание на сопоставление расстояния до целевого объекта с эталонной линией на столе. Было протестировано шесть условий освещения:

  • Ambient: отсутствие направленного света, нет теней.
  • Static back: источник света зафиксирован на дальнем краю стола.
  • Static in front: источник света зафиксирован на ближнем краю стола.
  • Locked on top: источник света закреплён над объектом.
  • Locked back: источник света закреплён за объектом.
  • Locked in front: источник света закреплён перед объектом.

Результаты

Во всех условиях наблюдалась систематическая недооценка расстояний. Наиболее точные результаты были получены при освещении сверху (Locked on top), когда тень объекта совпадала с эталонной линией. В условиях, когда свет находился перед или за объектом, участники чаще совмещали тень с линией, что приводило к ошибкам.

Выводы

Добавление визуального «шума» (объектов на столе) не улучшило точность оценок. Наилучшие результаты были достигнуты при освещении сверху, что подтверждает важность правильного расположения теней в виртуальной реальности для снижения когнитивных искажений.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода