Интересное сегодня
Как социальные переживания влияют на эпигенетическое старени...
Влияние социальных переживаний на эпигенетическое старение Связь между позитивными и негативными соц...
Как силовые тренировки замедляют старение: роль молекулы CLC...
Что если ваши мышцы могут производить молекулу, замедляющую старение? Новое исследование (Kang et al...
Как адаптация к численности влияет на зрачковый световой реф...
Введение Все животные, от людей до беспозвоночных, спонтанно воспринимают количество объектов в визу...
Задача Джойнт Саймон не является совместной для обезьян капу...
Введение Сотрудничество в животном мире встречается повсеместно — от групповой охоты до защиты терри...
Как центральная исполнительная сеть мозга влияет на связь ме...
Влияние посттравматического стресса на желудочно-кишечные расстройства Хотя большинство взрослых люд...
Медиамногозадачность в онлайн-исследованиях: распространенно...
Введение в проблему медиамногозадачности Интерпретация результатов когнитивных исследований часто ос...
Привязанность как фундаментальная связь
Теория привязанности, разработанная Джоном Боулби (Bowlby, 1969), описывает стойкую эмоциональную связь, формирующуюся между младенцем и родительской фигурой с самого рождения. Эта связь играет роль «безопасной гавани» или «надежной базы» в стрессовых ситуациях. Когда ребенок испытывает усталость, дистресс или чувствует угрозу, он стремится к близости и контакту с человеком, обеспечивающим его безопасность, что позволяет ему затем вновь исследовать окружающий мир.
Факторы, активирующие поведение привязанности
Боулби выделил два класса факторов, запускающих поведение привязанности:
- Состояние ребенка: болезнь, усталость, боль, голод.
- Окружающая среда: наличие незнакомца, громкий шум или любые другие раздражители, воспринимаемые как опасные.
В таких обстоятельствах ребенок активирует систему поведения привязанности, направленную на поиск близости и контакта с заботящимся взрослым. Это обеспечивает ему утешение и уверенность, позволяя переключить внимание на изучение мира.
Внутренние рабочие модели
Система поведения привязанности также регулируется когнитивным компонентом — ментальными репрезентациями (представлениями) объекта привязанности и самого себя. Эти представления формируются через взаимодействие с родителями. Качество этих взаимодействий определяет набор «внутренних рабочих моделей» (internal working models), которые содержат информацию о том, насколько заботящийся взрослый был чувствителен, доступен и последователен в своих действиях (Bowlby, 1973).
Обеспечение безопасности привязанности
Хотя большинство детей формируют связь с заботящимся взрослым, даже в условиях пренебрежения или жестокого обращения, не все развивают безопасную форму привязанности. Для формирования безопасной связи ребенок должен воспринимать родителя как чуткого и доступного для удовлетворения его потребностей. В противном случае связь будет классифицироваться как небезопасная (Bowlby, 1969, 1973; De Wolff & van IJzendoorn, 1997).
Методы оценки привязанности у детей
Для изучения индивидуальных различий в привязанности у детей раннего возраста разработаны специфические методики.
«Незнакомая ситуация» (Strange Situation Procedure, SSP)
Наиболее распространенным методом является «Незнакомая ситуация» (SSP), разработанная Мэри Эйнсворт и ее коллегами (Ainsworth et al., 1978). Это стандартизированная лабораторная процедура, состоящая из восьми эпизодов, включающих две ситуации разлуки и два воссоединения с заботящимся взрослым. Цель процедуры — постепенно повышать уровень стресса у ребенка, чтобы активировать систему привязанности и оценить, насколько родитель выступает в роли «безопасной гавани». Процедура длится около 30 минут и применяется к детям в возрасте от 12 до 18 месяцев. На основе наблюдаемого поведения Эйнсворт выделила три основных типа привязанности: безопасная, небезопасно-избегающая и небезопасно-амбивалентная. Позднее Мэрийн Мэйн и Джудит Соломон (Main & Solomon, 1986, 1990) добавили четвертый тип — дезорганизованная/дезориентированная привязанность.
Attachment Q-Sort (AQS)
Альтернативой SSP является Attachment Q-Sort (AQS) (Waters & Deane, 1985). Этот метод включает 90 карточек с описанием поведенческих проявлений ребенка по отношению к заботящемуся взрослому в повседневном взаимодействии. Наблюдение обычно проводится в домашней обстановке. Обученный наблюдатель в течение двух дней наблюдает за ребенком (не менее трех часов) и сортирует карточки в зависимости от того, насколько каждое описание соответствует поведению ребенка. Карточки, наиболее точно описывающие поведение, получают высокие баллы (7-9), а наименее соответствующие — низкие (1-3). Результатом является профиль из 90 баллов, который коррелируется с эталонным профилем безопасной привязанности, давая оценку безопасности в диапазоне от -1 до +1. AQS может использоваться для детей от 1 до 5 лет и позволяет проводить повторные оценки связи привязанности.
Различия между SSP и AQS
Хотя обе методики оценивают безопасность привязанности, они предоставляют информацию разного характера:
- SSP оценивает использование родителя как «безопасной базы» в специально созданных стрессовых условиях лаборатории.
- AQS фокусируется на использовании родителя как «безопасной базы» в повседневном взаимодействии и домашней обстановке.
- SSP предоставляет информацию о типе привязанности (безопасная, избегающая, амбивалентная, дезорганизованная).
- AQS дает непрерывную оценку, требующую дальнейшей обработки для определения типа привязанности.
Эти различия требуют осторожности при сравнении исследований, использующих разные методы.
Предпосылки и последствия привязанности
Теория привязанности исследует как факторы, предшествующие формированию связи, так и ее последствия. Ключевым фактором, связанным с безопасной привязанностью, является родительская чувствительность — чуткое реагирование на потребности ребенка. Через чувствительное воспитание ребенок формирует позитивные ожидания (внутренние рабочие модели) относительно доступности родителя для ответа на сигналы дистресса и потребности в контакте. Этот принцип подтверждается многочисленными эмпирическими исследованиями (MontealegreRamón et al., 2024; Bakermans-Kranenburg, van IJzendoorn et al., 2003a, b; De Wolff & van IJzendoorn, 1997; Madigan et al., 2024).
Однако такие переменные, как темперамент ребенка, нейроразвитийные особенности, критические жизненные события или стрессовые факторы среды, могут ослаблять эту связь. Ранняя безопасная привязанность считается надежной основой для развития когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, способствуя позитивной адаптации в различных жизненных контекстах (Deneault et al., 2022; Fearon & Belsky, 2016; Rodrigues et al., 2025; Thompson, 2016).
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Расстройство аутистического спектра (РАС), впервые описанное Лео Каннером (Kanner, 1943) и официально классифицированное Американской психиатрической ассоциацией (American Psychiatric Association, 2022), характеризуется стойкими нарушениями в коммуникации и социальном взаимодействии во многих контекстах, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов или занятий. Эти симптомы, проявляющиеся в раннем детстве, ограничивают или нарушают повседневное функционирование человека. Проявления варьируются в зависимости от степени тяжести, уровня развития и возраста, что и обуславливает понятие «спектр».
Диагностическая классификация РАС
В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5-TR) к РАС относятся состояния, ранее классифицировавшиеся как:
- Ранний детский аутизм
- Детский аутизм
- Аутизм Каннера
- Аутизм с высоким функционированием
- Атипичный аутизм
- Первазивное расстройство развития
- Первазивное расстройство развития, неуточненное
- Детское дезинтегративное расстройство
- Синдром Аспергера
Многие люди с РАС также имеют интеллектуальные нарушения и/или нарушения речи. Однако даже те, чей интеллект находится в пределах нормы или выше, как правило, демонстрируют неравномерный профиль способностей, с существенным разрывом между интеллектуальным функционированием и адаптивными навыками.
Распространенность РАС
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) за 2022 год, распространенность РАС среди 8-летних детей составляет 32,2 на 1000 человек (примерно 1 из 31), а среди 4-летних — 29,3 на 1000. Соотношение мальчиков и девочек среди 8-летних детей с РАС составляет 3,4:1 (Shaw et al., 2025).
Привязанность у детей с РАС
Долгое время считалось, что дети с аутизмом не способны формировать привязанность к своим родителям из-за их дефицитов в социальном взаимодействии и коммуникации (Rutter, 1978; Volkmar et al., 1987). Задержки или остановка в развитии коммуникации, наблюдаемые в первые два года жизни, часто являются первым сигналом, побуждающим родителей обратиться за помощью к специалистам (Howes et al., 2021).
Способность к формированию привязанности
Исследования детей с РАС подтверждают их способность демонстрировать поведение привязанности к родителям. Метаанализ исследований привязанности у детей с РАС (Rutgers et al., 2004) показал, что они могут проявлять такое поведение, несмотря на дефициты в социальном взаимодействии. Дети с РАС имеют более высокую распространенность небезопасной привязанности. Хотя они способны формировать безопасные связи, родительско-детские отношения часто характеризуются менее гибкими, чувствительными и синхронными моделями взаимодействия.
Факторы, влияющие на привязанность у детей с РАС
Анализ исследований выявил несколько ключевых факторов:
- Уровень умственного развития: у детей с РАС, имеющих более высокий уровень умственного развития, аутизм не ассоциировался с пониженной безопасностью привязанности. В то же время дети с РАС и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью были менее безопасны в привязанности по сравнению с их сверстниками без РАС.
- Строгость диагностики РАС: дети, соответствующие более строгим диагностическим критериям РАС, демонстрировали более низкую безопасность привязанности и были менее отзывчивы к контакту с опекуном.
Существующий обзор (Teague et al., 2017) синтезирует литературу по привязанности у детей с РАС, анализируя 40 исследований, 7 из которых использовали SSP. Несмотря на противоречивые результаты некоторых предварительных исследований, они указывают на важные направления для будущих изысканий.
Цели текущего обзора
Данный обзор направлен на изучение эмпирических работ по привязанности у детей с РАС с тремя конкретными целями:
- Идентификация инструментов: выявить инструменты, используемые для оценки привязанности у детей с РАС, и любые адаптации, сделанные для учета их когнитивных и поведенческих особенностей.
- Сравнение распределения паттернов: определить, сравнимо ли распределение паттернов привязанности у детей с РАС с таковым в нормативных или клинических выборках с другими состояниями.
- Проверка предсказаний теории привязанности: проверить, соответствует ли безопасность привязанности у детей с РАС ожидаемым ассоциациям с предшествующими переменными (родительская чувствительность) и исходами развития, в соответствии с предсказаниями теории привязанности.
Нормативное распределение паттернов привязанности
По данным метаанализа «Незнакомой ситуации» в нормативной популяции (Madigan et al., 2023), 51,6% детей проявляют безопасную привязанность, 14,7% — небезопасно-избегающую, 10,2% — тревожно-амбивалентную, а 23,5% — дезорганизованную. Это распределение не зависит от пола ребенка или опекуна.
Методология исследования
Для проведения обзора была использована методика scoping review (систематический обзор) в соответствии с рекомендациями PRISMAScR (Tricco et al., 2018). Поиск статей проводился в базах данных Scopus, Web of Science и PubMed в марте 2025 года по ключевым словам «attachment» («привязанность»), «autis*» («аутизм») и («measure» OR «instrument» OR «scale» OR «assessment» OR «evaluation») («метод» ИЛИ «инструмент» ИЛИ «шкала» ИЛИ «оценка»). Ограничений по году публикации не устанавливалось. Дополнительный поиск проводился по спискам литературы отобранных статей и опубликованным обзорам. Первоначальный поиск выявил 682 записи. После удаления дубликатов (229) было отобрано 60 статей для полного анализа. Из них 37 были исключены, оставив итоговую выборку из 23 исследований.
Критерии отбора исследований
В исследование включались статьи, соответствующие следующим критериям:
- Статья опубликована на английском языке или имеет английский реферат.
- Возраст детей в выборке составлял от 1 до 6 лет.
- У участников был диагностирован РАС.
- Привязанность была оценена с использованием наблюдательных методов.
Исключались теоретические работы, главы книг, обзоры, а также исследования, где привязанность оценивалась только на основе восприятия матерей.
Результаты обзора
Общие характеристики выборок
Анализ 23 исследований выявил ряд общих особенностей:
- Гетерогенность выборок: 9 из 23 исследований (39,1%) фокусировались исключительно на детях с РАС. Остальные включали детей с РАС и другими клиническими группами (интеллектуальная недостаточность, задержка речевого развития, синдром Дауна).
- Преобладание мужчин: во всех выборках наблюдалось преобладание мальчиков. В пяти исследованиях (21,7%) выборки были намеренно ограничены мальчиками из-за более высокой распространенности РАС среди мужского пола (примерно 3-4:1).
- Контрольные группы: только 11 исследований имели контрольные группы, которые варьировались от детей с типичным развитием до детей с неаутистическими нарушениями развития.
- Оценка с матерью: в большинстве исследований оценка привязанности проводилась с матерью. Только одно исследование оценивало привязанность к обоим родителям (Stefanaki et al., 2023).
Инструменты оценки привязанности у детей с РАС
Основными инструментами оценки привязанности стали:
- Strange Situation Procedure (SSP): использовался в 21 из 23 исследований (91,3%). В большинстве случаев применялась модифицированная версия SSP.
- Attachment Q-Sort (AQS): использовался в двух исследованиях (BaumingerZvieli & Kugelmass, 2013; Rutgers et al., 2007).
Модификации SSP
В модифицированной версии SSP часто сокращали количество эпизодов разлуки/воссоединения (одна вместо двух), исключали эпизод, когда ребенок остается один, изменяли длительность эпизодов и последовательность. Эти изменения были вызваны сложностями в консолидации детей с РАС после стрессовых ситуаций и необходимостью учитывать их поведенческие особенности. Также часто применялась SSP вне стандартного возрастного диапазона (12-24 месяца), так как исследователи ждали достижения детьми необходимого уровня умственного развития.
Attachment Q-Sort (AQS)
Одно из исследований использовало стандартную процедуру AQS, другое — Brief Attachment Screening Questionnaire (BASQ), сокращенную версию AQS, специально разработанную для детей с РАС.
Распределение типов привязанности
Анализ 21 исследования, использовавшего SSP, выявил следующие закономерности:
- Вариативность результатов: шесть исследований не предоставляли стандартной классификации, используя глобальную оценку безопасности.
- Способность к формированию связи: несмотря на сложности, исследования подтвердили способность детей с РАС формировать привязанность.
- Сравнение с нормой: в 15 исследованиях, предоставивших классификацию, процент безопасной привязанности варьировался от 31,5% до 59,0% (в норме — 51,6%).
- Повышенная небезопасность: 11 исследований показали более высокий уровень небезопасной привязанности по сравнению с нормативной выборкой, особенно при использовании оригинальной версии SSP.
- Дезорганизованная привязанность: распространенность дезорганизованной привязанности (D) в выборках с РАС, как правило, превышала нормативный показатель (23,5%).
- Небезопасно-избегающая и амбивалентная привязанность: наблюдалось небольшое недопредставление избегающего типа и небольшое перепредставление амбивалентного типа по сравнению с нормативными показателями.
Переменные, связанные с безопасностью привязанности
Исследования также изучали связь безопасности привязанности с другими факторами:
Родительские характеристики
- Родительская чувствительность: восемь исследований подтвердили положительную связь между родительской чувствительностью и безопасностью привязанности у ребенка.
- Инсайтфульность (Insightfulness): способность родителя видеть ситуацию с точки зрения ребенка также была связана с безопасной привязанностью.
- Реакция на диагноз: матери, которые успешно приняли диагноз ребенка и переработали связанные с ним потери, были более склонны формировать безопасную связь.
Характеристики ребенка
- Когнитивные способности: большинство исследований не выявили значимой связи между уровнем когнитивных способностей и безопасностью привязанности.
- Речевые навыки: некоторые исследования указывали на связь между уровнем развития речи и безопасностью привязанности, хотя эта связь могла быть опосредована общим уровнем развития.
- Символическая игра: дети с организованной привязанностью чаще занимались символической игрой.
- Совместное внимание (Joint Attention): дети с безопасной привязанностью чаще использовали сигналы (взгляд, указание) для привлечения внимания матери к объектам и были более отзывчивы к попыткам установить совместное внимание.
- Социальное взаимодействие: безопасная привязанность была связана с большей способностью инициировать взаимодействие и отзывчивостью на социальную стимуляцию.
- Эмоциональное развитие: безопасная привязанность предсказывала более высокий уровень эмпатической заботы у детей.
- Ревность: дети с безопасной привязанностью проявляли меньше ревности при потере эксклюзивного внимания матери.
Продольные исследования
Два продольных исследования показали, что безопасность привязанности в дошкольном возрасте является предиктором уровня социальной интеграции в школьном возрасте и развития навыков эмоциональной регуляции.
Обсуждение
Результаты обзора подтверждают, что дети с РАС способны формировать привязанность к своим опекунам, несмотря на трудности в социально-коммуникативной сфере. SSP оказался ценным инструментом для демонстрации этой способности, но модификации процедуры часто необходимы из-за специфических особенностей детей с РАС.
Ограничения и будущие направления
- Необходимость валидных инструментов: существует явная потребность в разработке и использовании инструментов, которые могли бы надежно и валидно измерять безопасность привязанности, учитывая особенности детей с РАС. Attachment Q-Sort (AQS) представляется перспективным инструментом.
- Дальнейшие исследования: необходимо проводить больше исследований с использованием как SSP, так и AQS, чтобы сравнить результаты. Важно стандартизировать процедуры и кодирование, а также проводить продольные исследования для изучения динамики привязанности и ее влияния на развитие.
- Родительская поддержка: вмешательства, направленные на повышение родительской чувствительности и инсайтфульности, могут быть эффективны для улучшения качества привязанности у детей с РАС.
Сильные стороны и новизна обзора
Данный обзор синтезирует литературу по привязанности у детей с РАС в возрасте от 1 до 6 лет, следуя строгим методологическим принципам. Он различает оригинальные и модифицированные версии SSP, позиционирует AQS относительно SSP и обобщает данные о предшественниках и исходах привязанности.
Ограничения обзора
- Риск предвзятости: формальная оценка риска предвзятости не проводилась.
- Гетерогенность: вариативность модификаций SSP и правил кодирования затрудняет сравнение результатов.
- Размер выборок: выборки часто были небольшими и с преобладанием мужчин.
- Отсутствие продольных данных: большинство исследований были кросс-секционными, что ограничивает выводы о развитии.
Несмотря на ограничения, обзор подтверждает способность детей с РАС к формированию привязанности и подчеркивает важность дальнейших исследований с использованием надежных и валидных методов оценки.