Роботы в терапии аутизма: как взаимодействие с человекоподобным роботом улучшает социальное познание у детей

Роботы в терапии аутизма: как взаимодействие с человекоподобным роботом улучшает социальное познание у детей

Интересное сегодня

Модели распространения слухов и антислухов на основе квантов...

ВведениеИнтернет, обладая свойствами открытости, доступности и оперативности, значительно ускоряет р...

Как оптимизм влияет на работу мозга: исследование Кобе Униве...

Оптимисты мыслят одинаково, пессимисты — по-разному Исследование с использованием функциональной маг...

Как преодолеть тревогу при знакомствах: Практические шаги дл...

Чувствовать нервозность при знакомствах совершенно нормально, но тревога при знакомствах может значи...

Исследование самооценки стресса, тревожности и депрессии сре...

Введение Стресс, тревожность и депрессия оказывают негативное влияние на обучение и академическую ус...

Как физическая активность снижает влияние нейтрофилов на деп...

Влияние физической активности на связь между нейтрофилами и депрессией Изменения в количестве иммунн...

Как детские травмы влияют на послеродовую депрессию: исследо...

Послеродовая депрессия и её последствияПослеродовая депрессия (ПРД) — это распространённое психическ...

Рисунок 2
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 4
Рисунок 1
Рисунок 1
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются устойчивыми трудностями в социальной коммуникации и взаимодействии, часто сопровождаемыми ограниченными, повторяющимися моделями поведения. Среди наиболее эффективных подходов к коррекции РАС — Прикладной анализ поведения (ABA) — метод, основанный на систематической модификации поведения для развития когнитивных и социальных навыков.

Проблемы традиционных методов

Классические методы тренировки Теории сознания (способности понимать мысли и намерения других) часто используют ролевые игры с куклами. Однако такие подходы:

  • Не обеспечивают экологической валидности
  • Не предполагают взаимодействия с реальным социальным партнером
  • Могут быть непоследовательными из-за человеческого фактора

Методология исследования

В рандомизированном перекрестном исследовании участвовали 32 ребенка с РАС (средний возраст 7.53 года). Использовался человекоподобный робот iCub, способный:

  • Воспроизводить человеческие жесты (указание, поворот головы)
  • Адаптировать поведение в реальном времени
  • Поддерживать зрительный контакт

Дизайн исследования

Дети участвовали в структурированных сценариях (кафе, кинотеатр), где отрабатывали:

«Распознавание намерений, инициацию просьб, совместное внимание — ключевые компоненты социального познания, которые особенно сложны при РАС»

Результаты

По данным теста NEPSY-II (нейропсихологическая батарея для детей):

  • Робототерапия дала значительное улучшение показателей ToM (β=3.53, p<.001)
  • Традиционная терапия не показала существенного прогресса
  • Эффект сохранялся после окончания вмешательства

Сравнение с контролем

В группе, где те же упражнения проводили люди (N=14), улучшения не наблюдалось (p=.315), что подтверждает уникальный вклад робота.

Обсуждение

Ключевые преимущества робототерапии:

  • Предсказуемость: исключает вариативность человеческого поведения
  • Последовательность: точное воспроизведение сценариев
  • Вовлеченность: дети дольше сохраняли концентрацию

Ограничения и перспективы

Для широкого внедрения требуется:

  • Оценка долгосрочных эффектов
  • Адаптация протоколов для разных культур
  • Обучение клиницистов работе с роботами

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода