Интересное сегодня
Нарушение уровня глюкозы натощак у подростков с депрессией: ...
Депрессия и метаболические нарушения у подростков Большое депрессивное расстройство (БДР) представля...
Нейронная сигнатура самопоглощенности: как мозг предсказывае...
Нейронная сигнатура самопоглощенного мышления Новое исследование идентифицирует паттерн мозговой акт...
Генетические и средовые факторы, влияющие на авторитарность ...
Генетические и средовые факторы, влияющие на авторитарность правого толка (RWA) и ориентацию на соци...
Способность взрослых с аутизмом оценивать своё распознавание...
Введение Исторически считалось, что врождённые трудности в распознавании лиц встречаются крайне редк...
Влияние ошибочных предупреждающих меток на доверие к новостя...
Введение Распространение дезинформации и ложной информации в Интернете побудило ученых и медиа-платф...
Модель AlexNet HSD для обнаружения повреждений промышленного...
Введение Сохранение и использование промышленного наследия приобретает все большую важность, особенн...
Введение
Разделение домашнего труда во многих обществах по-прежнему основывается на традиционном гендерном мышлении, несмотря на прогресс в области гендерного равенства и рост участия женщин в социальной и экономической жизни [1]. Традиционное гендерное мышление означает семейное распределение ролей, при котором мужья работают вне дома, зарабатывая деньги и являясь кормильцами, в то время как жены остаются дома, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей [2]. Это связано с гендерными различиями [3]. Социальные структуралисты утверждают, что мужчины и женщины сталкиваются с совершенно разными ограничениями и выбирают разные способы адаптации к своей среде [4]. Таким образом, гендерные различия возникают в процессе развития социальной и культурной среды [5]. В целом, когда такие социальные гендерные различия, вызванные эволюцией человека или социальной структурой, не могут быть изменены людьми, люди в конечном итоге меняют свои взгляды, чтобы адаптироваться. Следовательно, это порождает традиционное гендерное мышление.
Многие ученые доказали, что гендерные различия существуют во многих странах с первобытных времен [6], что подразумевает схожесть традиционного гендерного мышления в разных странах [5]. В последние годы традиционное гендерное мышление могло усилиться под влиянием пандемии COVID-19 [1]. Хотя локдауны, связанные с COVID-19, побудили мужчин уделять немного больше времени домашним делам и уходу за детьми, чем до пандемии, домашний труд женщин возрос еще более существенно, превысив как их собственный уровень до пандемии, так и время, которое мужчины уделяют таким задачам [7]. Следовательно, экономические потери или сокращение оплачиваемой работы, вызванные пандемией, более серьезны для женщин, чем для мужчин [8], что было доказано во многих странах [1].
Китай имеет долгую историю жестких гендерных ролей для мужей и жен, находясь под влиянием глубоко укоренившегося патриархата. В Древнем Китае мужья доминировали в общественной сфере, зарабатывая деньги и общаясь, в то время как их жены были ограничены домом и несли ответственность за поддержку мужей, управление домашним хозяйством и воспитание детей [9]. Более того, традиционные обычаи Древнего Китая требовали от женщин не только брать на себя ответственность домохозяйки, но и следовать инструкциям своих мужей [9]. С 1950-х годов политика в области прав женщин и гендерного равенства, введенная после основания Китайской Народной Республики, помогла женщинам в некоторой степени освободиться от ограничений традиционного гендерного мышления.
В трех опросах о социальном статусе китайских женщин, проведенных в 1990, 2000 и 2010 годах [10], доля респондентов, согласных с утверждением «мужчины должны сосредоточиться на карьере, а женщины — на семье», увеличивалась со временем. В 1990 году около 44,2% респондентов согласились с этим утверждением; в 2000 году эта цифра выросла до 47,5%, а в 2010 году — до 57,8%. Кроме того, согласно Индексу гендерного разрыва (GGGI) Всемирного экономического форума (ВЭФ), который измеряет гендерное разделение домашнего труда в стране (более низкий рейтинг указывает на более традиционное разделение) [6], Китай занял 69-е место в 2013 году и 102-е место в 2022 году. Это подразумевает, что после социальной трансформации Китая, и несмотря на непрерывные политические и культурные инновации и быстрое развитие экономики Китая, традиционное гендерное мышление существенно не изменилось и глубоко интернализировано гражданами Китая.
Можно задать ключевой вопрос: если традиционное гендерное мышление так тесно связано с нашей жизнью, какое влияние оно оказывает на психическое здоровье мужчин, женщин и их супругов? У мужчин тревожность, связанная с гендерными ролями, составляет ядро теории маскулинности [11], которая касается социального конструирования того, что значит «быть мужчиной». Разделение социального труда, обусловленное гендерными различиями, привело к тому, что мужчины объясняют нормативные представления о мужественности [3, 12]; следовательно, мужчинам пришлось брать на себя более стрессовые работы (т. е. физически тяжелые), чтобы продемонстрировать свою маскулинность с первобытных времен [12]. Сегодня маскулинность эволюционировала в нечто, что нужно доказывать, и может быть описано как «трудно заработанное, легко потерянное» [13]. В условиях такого стресса мужчины реже, чем женщины, обращаются за помощью, что приводит к физическим и психологическим различиям в состоянии здоровья между полами [14, 15]. Несмотря на то, что женщинам не приходится постоянно доказывать свою женственность [12], они остаются под давлением и социально осуждаются [16]. Например, женщины вынуждены балансировать более высокое удовлетворение от дохода с негативными последствиями традиционного гендерного мышления, которое связано с работой на традиционно мужских должностях [17]. Одновременно семьи, идущие против этой концепции, испытывают негативные социальные реакции [18], а исследования показывают, что пары менее удовлетворены своим браком, если жена зарабатывает больше или работает больше часов, чем муж [19]. Кроме того, традиционное гендерное мышление индивида может также влиять на психическое здоровье его супруга. Чтобы сохранить это мышление, мужчины предпринимают действия для контроля над женщинами и даже принижают или недооценивают их по признаку пола [20]. Женщины, считающие себя выше по рабочему статусу, чем их партнеры-мужчины, могут воспринимать своих партнеров как слабых [21], что угрожает самооценке их партнеров [22]. В целом, традиционное гендерное мышление может негативно влиять на психическое здоровье обоих полов.
Используя данные национального лонгитюдного опроса, данное эмпирическое исследование с помощью регрессии пробит проанализировало связь между традиционным гендерным мышлением и депрессией. Наше исследование фокусируется на следующих двух вопросах: связь между традиционным гендерным мышлением и индивидуальной депрессией среди мужчин и женщин (i); и связь между индивидуальным традиционным гендерным мышлением и депрессией их супругов среди мужчин и женщин (ii).
1.1 Теоретическая основа
Данное исследование интегрирует три теории, чтобы помочь понять связь между индивидуальным традиционным гендерным мышлением и депрессией у индивидов и их супругов: теория гендерных ролей [23], модель стрессового процесса [24, 25] и символический интеракционизм [26].
Во-первых, теория гендерных ролей подчеркивает, что у мужчин и женщин есть уникальные социальные роли, которые влияют на гендерное разделение домашнего труда между мужчинами и женщинами и формируют семейные роли на основе пола [1]. В то же время индивиды будут вести себя в соответствии с ожиданиями гендерных ролей [27], и с повторением и адаптацией гендерных ролей сохраняется семейное разделение домашнего труда, основанное на этих ролях [5]. В этом процессе сформировалось традиционное гендерное мышление [2]. Кроме того, хотя концепция схожа в разных странах, она продолжает находиться под влиянием уникальных социальных и культурных контекстов [28]. Концепция гендерного разделения домашнего труда, предполагаемая теорией гендерных ролей, является основой нашего исследования.
В сочетании с символическим интеракционизмом [26] модель стрессового процесса может помочь нам объяснить связь между восприятием и депрессией [24, 25]. Традиционная модель стрессового процесса определяет основные жизненные события, длительный жизненный стресс и травмы как стрессоры [24, 25]. Влияние стрессоров, таких как депрессия [24], на результат стресса индивида зависит от воздействия стрессора и психосоциальных ресурсов [29]. Хотя центральным положением психологических и социологических исследований стресса является то, что реакция людей на стрессоры зависит от важности этих стрессоров [30], традиционная модель стрессового процесса пренебрегает важностью создания смысла [25]. В частности, символический интеракционизм полагает, что люди сами или через других придают вещам смысл в процессе взаимодействия с обществом [31]. Большинство ученых сосредоточились на социальных структурах и культурных верованиях как на первопричинах стресса, поскольку они влияют на взаимодействие между индивидами, в конечном итоге влияя на то, какой смысл стрессоры имеют для индивидов [25]. В этом исследовании мы полагаем, что традиционное гендерное мышление — это не только личное убеждение, но и отражение социальной среды Китая и того, как все в ней связаны. Оно может быть стрессором для индивида или тем, что делает индивида стрессором для других. Интегрируя символический интеракционизм с моделью стрессового процесса, мы можем более четко понять, как эта концепция влияет на индивида и как индивид становится стрессором для других. Рисунок 1 представляет нашу теоретическую основу.
Рис. 1 Теоретическая основа. Теория гендерных ролей, модель стрессового процесса и символический интеракционизм были представлены в разделе теоретической основы.
2 Методы
2.1 Настройка исследования
В данном исследовании использовалась открытая база данных China Family Panel Studies (CFPS) для оценки связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией. CFPS, национальная репрезентативная выборка, охватывающая 25 провинций/регионов Китая и 95% населения, реализуется Китайским центром социальных наук (ISSS) при Пекинском университете. После отбора респондентов мы использовали регрессию пробит для анализа влияния традиционного гендерного мышления на депрессию индивидов и их супругов путем контроля ковариат. Между тем, группируя выборку по полу, мы использовали U-образный тест для проверки различных ассоциаций между традиционным гендерным мышлением и депрессией.
2.2 Участники
Для данного исследования были использованы данные CFPS за 2014–2016 годы. В CFPS2016 для измерения депрессии среди взрослых использовалась Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований (CESD). Однако традиционное гендерное мышление измерялось только в CFPS2014 без CESD. CFPS провел последующий опрос определенных респондентов, что позволило нам сопоставить респондентов CFPS2014 с респондентами из CFPS2016. Поэтому мы сначала включили 37 147 респондентов в CFPS2014. Для тех же респондентов, которые были включены в обе волны, мы сохранили только соответствующие данные в CFPS2016. После объединения двух наборов данных мы включили 30 083 респондента в исследование. Затем мы удалили респондентов с пропущенными значениями или данными и провели 1% усечение непрерывных переменных для контроля выбросов, чтобы избежать влияния максимальных или минимальных значений на результаты регрессии и повысить устойчивость результатов регрессии. Наконец, мы получили 23 697 респондентов для оценки связи между традиционным гендерным мышлением индивидов и их собственной депрессией. По сравнению с исходным CFPS2014 выбыло 36,2% респондентов. Затем мы выделили 17 537 состоящих в браке респондентов для проверки связи между традиционным гендерным мышлением индивидов и депрессией их супругов. Выбыло 25,99% респондентов, не состоящих в браке. В частности, нас интересовали различия в связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией в зависимости от пола, поэтому использовался анализ подвыборок по полу. Рисунок 2 представляет подробный процесс отбора. Таблица S1 содержит описательную статистику для всех включенных участников.
Рис. 2 Блок-схема участников исследования. Использованы данные China Family Panel Studies (CFPS) за 2014 и 2016 годы.
2.3 Меры
2.3.1 Традиционное гендерное мышление
В CFPS2014 были заданы четыре вопроса для измерения традиционного гендерного мышления индивидов: «Мужчины должны сосредоточиться на карьере, а женщины — на семье», «Успешное замужество важнее для женщин, чем достижение успеха», «Женщины должны иметь хотя бы одного ребенка» и «Мужчины должны выполнять половину домашней работы». Респондентам предлагалось оценить каждый вопрос по шкале от 1 до 5; чем больше они соглашались с первыми тремя вопросами, тем выше была оценка традиционного гендерного мышления. По четвертому вопросу, чем больше они не соглашались, тем выше была оценка традиционного гендерного мышления. Баллы по четырем вопросам были суммированы для получения окончательного индивидуального балла. В данном исследовании, чем выше балл, тем более укоренилось традиционное гендерное мышление. Люди с более высокими баллами больше поддерживали традиционные гендерные роли. Балл также отражал важность, которую индивид мог придавать жизненным событиям, связанным с традиционным гендерным мышлением. Общие баллы варьировались от 4 до 20. Эта мера использовалась в предыдущих эмпирических исследованиях с использованием данных CFPS, что предполагает, что шкала из четырех пунктов имеет хорошую применимость и считается действительным прокси для традиционных установок гендерных ролей в китайском контексте [32].
2.3.2 Депрессия
Депрессия хорошо подходит для исследований, учитывающих социальные, экологические и культурные факторы [24], поскольку она меняется в зависимости от фундаментального состояния индивида, такого как семейное положение, доступ к социальной поддержке и доход [33]. В 2016 году для измерения депрессии среди взрослых в CFPS использовалась CESD, включавшая 20 вопросов о самооценке психического здоровья респондентов. Радлофф (1991) предложил шкалу оценки депрессии в диапазоне от 0 до 60 [34]. Балл выше 28 указывает на депрессивные симптомы [34]. Соответственно, взрослые, набравшие более 28 баллов по шкале CESD в CFPS2016, были классифицированы как «депрессивные».
2.3.3 Ковариаты
Ссылаясь на предыдущие исследования, ковариаты в данном исследовании включали домашнюю регистрацию (сельская или городская), домашний адрес (Восточный, Средний или Западный Китай, согласно Национальной комиссии по развитию и реформам), возраст, уровень образования, курение (курил ли человек в прошлом месяце), употребление алкоголя (употреблял ли алкоголь три или более раз в неделю в прошлом месяце), семейное положение (женат/замужем или неженат/незамужем), хроническое заболевание (есть ли хроническое заболевание в течение шести месяцев или нет), занятость (работает или не работает), госпитализацию (был ли госпитализирован по болезни в прошлом году или нет), физические упражнения (сколько раз занимался спортом на прошлой неделе) и чтение книг (сколько книг прочитал за последний год).
2.4 Статистический анализ
Во-первых, мы использовали регрессию пробит для анализа влияния традиционного гендерного мышления на индивидуальную депрессию, чтобы изучить линейную связь между концепцией традиционного гендерного мышления и индивидуальной депрессией. Затем мы сгруппировали респондентов по полу, после чего снова использовали регрессию пробит для анализа влияния традиционного гендерного мышления на индивидуальную депрессию. Согласно предположениям о «хрупкой маскулинности» (precarious manhood), концепция традиционного гендерного мышления может по-разному влиять на мужчин и женщин; это связано с тем, что мужчины и женщины могут конструировать разные смыслы для этой концепции [6, 13] и, следовательно, могут реагировать по-разному. Таким образом, для изучения различий между полами мы использовали квадратичный член оценки традиционного гендерного мышления, чтобы проверить, существует ли нелинейная связь между оценкой традиционного гендерного мышления и депрессией у мужчин и женщин. Согласно предыдущим исследованиям [35], если после добавления квадратичного члена переменной наблюдается инвертированная U-образная зависимость, то первый и квадратичный члены переменной должны быть значимыми и иметь противоположное влияние на объясняемую переменную. Если доказана инвертированная U-образная зависимость, сначала требуется U-тест, и 95% доверительный интервал для точки экстремума должен находиться в пределах диапазона значений переменной [36].
Во-вторых, регрессия пробит также использовалась для проверки влияния индивидуального традиционного гендерного мышления на депрессию их супругов. Мы исключили респондентов, не состоящих в браке, и разделили оставшихся респондентов по полу супруга на подгруппы «жена» и «муж», используя регрессию пробит для анализа влияния традиционного гендерного мышления индивидов на депрессию их супругов. Группа «жена» сосредоточилась на связи между традиционным гендерным мышлением жены и депрессией мужа; группа «муж» сосредоточилась на обратной связи. В группу «жена» были включены только мужчины, а в группу «муж» — только женщины. Для статистического анализа использовался Stata SE.
3 Результаты
3.1 Связь между традиционным гендерным мышлением и индивидуальной депрессией
Таблица 1 показывает описательную статистику характеристик всех мужчин и женщин-респондентов. Средний балл CESD среди всех респондентов составил 32,62 (31,60 у мужчин против 33,61 у женщин), что указывает на более высокую распространенность депрессии среди женщин. Аналогично, средний балл традиционного гендерного мышления составил 13,69 в целом, причем мужчины набрали немного меньше баллов, чем женщины (13,54 против 13,93). Женщины были несколько более ориентированы на традиционное гендерное мышление, чем мужчины. Кроме того, привычки мужчин к употреблению табака и алкоголя были хуже, чем у женщин. Значимых различий между мужчинами и женщинами в других демографических характеристиках не наблюдалось.
Таблица 1 Описательная статистика всех респондентов, мужской и женской групп.
Таблица 2 представляет результаты регрессии пробит традиционного гендерного мышления и депрессии у всех респондентов как в мужской, так и в женской группах. У всех респондентов традиционное гендерное мышление было связано с более высокой вероятностью депрессии (Коэф. = 0,01, 95% ДИ = 0,005–0,02, p < 0,01). Этот вывод оставался стабильным в мужской группе (Коэф. = 0,01, 95% ДИ = 0,004–0,02, p < 0,01) и женской группе (Коэф. = 0,01, 95% ДИ = 0,0001–0,02, p < 0,05). Мы использовали логистическую регрессию для проверки устойчивости результатов (см. Дополнительная таблица S2).
Таблица 2 Связь между традиционным гендерным мышлением и депрессией у всех респондентов, мужской и женской групп.
Сначала мы добавили квадратичный член оценки традиционного гендерного мышления в наше исследование. Таблица 3 показывает результаты регрессии пробит после добавления второго члена оценки традиционного гендерного мышления у всех мужчин и женщин-респондентов. У всех респондентов традиционное гендерное мышление оставалось значимым (Коэф. = 0,07, 95% ДИ = 0,04–0,12, p < 0,001), так же как и квадратичный член оценки традиционного гендерного мышления (Коэф. = 0,003, 95% ДИ = 0,004–0,001, p < 0,01). В мужской группе традиционное гендерное мышление было значимым (Коэф. = 0,12, 95% ДИ = 0,06–0,18, p < 0,001), как и квадратичный член оценки традиционного гендерного мышления (Коэф. = 0,004, 95% ДИ = 0,007–0,002, p < 0,001). Первый и квадратичный члены восприятия не были значимыми в женской группе (p = 0,31 и p = 0,48 соответственно).
Таблица 3 Связь между традиционным гендерным мышлением и депрессией у всех респондентов, мужской и женской групп с добавлением квадратичного члена оценки традиционного гендерного мышления.
Затем мы использовали U-тест для изучения нелинейной связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией у всех мужчин и женщин-респондентов. Таблица S4 представляет результаты U-теста. Для всех респондентов U-тест прошел проверку значимости; однако доверительный интервал точки экстремума был больше диапазона значений, а женская группа не прошла U-тест. Таким образом, инвертированная U-образная зависимость наблюдалась только в мужской группе. Инвертированная U-образная зависимость указывала на то, что в мужской группе с увеличением оценки концепции вероятность депрессии сначала увеличивалась, а затем уменьшалась, достигая максимальной вероятности при экстремальном значении (14,34).
3.2 Связь индивидуального традиционного гендерного мышления с депрессией супругов
Таблица 4 представляет результаты регрессии пробит индивидуального традиционного гендерного мышления и депрессии супругов у всех респондентов, как в группах мужей, так и жен. У всех респондентов традиционное гендерное мышление было связано с более высокой вероятностью депрессии супруга (Коэф. = 0,01, 95% ДИ = 0,002–0,02, p < 0,01). Этот вывод оставался стабильным в группе мужей (Коэф. = 0,01, 95% ДИ = 0,003–0,02, p < 0,05). Однако в группе жен не наблюдалось связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией супруга. Мы использовали логистическую регрессию для проверки устойчивости результатов. Дополнительная таблица S3 показывает результаты.
Таблица 4 Связь между традиционным гендерным мышлением и депрессией у всех респондентов, в группах жен и мужей.
Затем мы использовали U-тест для изучения нелинейной связи между индивидуальным традиционным гендерным мышлением и депрессией супругов во всех респондентах групп жен и мужей. Таблица S5 представляет результаты U-теста. Все три группы не прошли U-тест.
4 Обсуждение
Данное исследование было проведено для лучшего понимания связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией. Как упоминалось во введении, гендерное мышление в современном обществе демонстрирует признаки возвращения к более традиционным нормам. Результаты данного исследования подчеркивают важность пристального внимания к этому сдвигу в социальной среде, чтобы лучше предвидеть и решать его потенциальное влияние на психическое благополучие.
Во-первых, адаптируя данные CFPS, наши результаты продемонстрировали, что более высокие баллы по традиционному гендерному мышлению связаны с более высокой заболеваемостью индивидуальной депрессией у всех респондентов. Подобно тому, что мы обнаружили у всех респондентов, предыдущие исследования сообщали, что принятие традиционных гендерных ролей может влиять на благополучие и здоровье человека [14]. В женской подвыборке баллы традиционного гендерного мышления положительно коррелируют с вероятностью депрессии. Однако мы обнаружили инвертированную U-образную зависимость между баллами традиционного гендерного мышления и уровнем депрессии в мужской группе. Этот результат предполагает, что вероятность депрессии у мужчин сначала увеличивается, а затем уменьшается по мере увеличения баллов традиционного гендерного мышления.
Предыдущие исследования показывают, что женщины сталкиваются с дилеммой. Профессионально успешные женщины часто воспринимаются как отстраненные и могут подвергаться обидам и предрассудкам со стороны коллег [37]; домохозяйки часто смотрят свысока, и к ним склонны вызывать чувство снисхождения у других [37]. Более того, когда традиционные модели разделения домашнего труда рушатся, женщины демонстрируют более слабое психическое здоровье и большее чувство вины, чем мужчины [38]. Столкнувшись с этой ситуацией, женщины с более высокими баллами традиционного гендерного мышления, вероятно, будут рассматривать эти негативные оценки как стрессоры [30, 39], что может объяснить значимую связь, наблюдаемую между этими баллами и депрессией в женской группе.
Предыдущие исследования указывали, что при угрозе традиционных гендерных ролей мужчины с более глубоко укоренившимися традиционными гендерными установками были более склонны к стрессу и испытывали физиологические реакции, такие как повышенный уровень тестостерона [40]. Однако, когда мужчины перестают фокусироваться на гендерных ролях, их психическое здоровье улучшается [41]. Поэтому наше исследование показало, что вероятность депрессии увеличивается с увеличением баллов традиционного гендерного мышления до достижения экстремального значения (14,34). Тем не менее, после достижения порога, по мере дальнейшего роста баллов, вероятность депрессии снижалась. Согласно теории социального суждения [42], этот результат может быть связан с тем, что мужчины с крайними взглядами, которые в данном исследовании относятся к мужчинам с особенно высокими баллами традиционного гендерного мышления, имеют более узкий диапазон принятия. Напротив, мужчины, придерживающиеся более умеренных взглядов — то есть те, чьи баллы находятся вблизи экстремального значения, определенного в этом исследовании — по-видимому, имеют более широкий диапазон принятия [43]. Мужчины с более узким диапазоном принятия могут быть готовы принимать только информацию, поддерживающую их взгляды, и отвергать все противоречащее, в то время как мужчины с более широким диапазоном могут быть менее склонны к полному отказу от новой информации [43]. Столкновение с противоречивой информацией часто вызывает эмоциональный диссонанс, особенно когда оно конфликтует с глубоко укоренившимися убеждениями [43]. Следовательно, по сравнению с мужчинами, чьи баллы традиционного гендерного мышления попадают в средний диапазон, мужчины с более высокими баллами могут быть более склонны отвергать информацию, не соответствующую их собственным убеждениям, что может помочь им избежать эмоционального диссонанса и поддерживать более высокий уровень психического здоровья. В результате они могут реже испытывать депрессивные симптомы.
Во-вторых, данное исследование показало, что более высокий индивидуальный балл традиционного гендерного мышления был связан с более высокой вероятностью депрессии супругов у всех респондентов и в группе мужей, но эта связь не была значимой в группе жен. Согласно исследованиям, традиционное гендерное мышление формирует ожидания индивида от своего супруга, которые могут стать стрессорами для их супруга [44]. Предыдущие исследования показали, что жены более удовлетворены своим браком, когда мужчины выполняют больше домашней работы [45]. Когда их мужья имеют высокий балл традиционного гендерного мышления, они получают меньше помощи от своих мужей в домашней работе, что может привести к более низкой удовлетворенности браком и, как следствие, к депрессии [46]. Для мужей некоторые исследования предполагают, что если традиционное гендерное мышление жены высокое, это дает мужу возможность избежать домашней работы, что может облегчить его беспокойство по поводу потери «мужественности», тем самым предотвращая депрессию [46]. Напротив, другие исследования указывают на то, что как только жена считает свой статус выше статуса мужа, она может воспринимать своего мужа как слабого, что угрожает самооценке ее мужа [21, 22]. Однако наше исследование не выявило связи между традиционным гендерным мышлением жен и депрессией мужей, что расходится с существующими данными.
Эти результаты предполагают, что стратегии вмешательства должны быть сосредоточены не только на расширении прав и возможностей женщин или традиционных гендерных нормах, но вместо этого должны уделять особое внимание механизмам психологической поддержки для мужчин, переживающих переход гендерных установок, способствовать гармонизации гендерных установок в парах и включать «семейные гендерные структуры и модели взаимодействия» в рамки выявления психологических рисков в политике общественного здравоохранения.
4.1 Ограничения и сильные стороны
Данное исследование имеет ряд ограничений. Во-первых, баллы, использованные в этом исследовании для измерения традиционного гендерного мышления, появились в CFPS2014, но индивидуальная депрессия измерялась в CFPS2016. В предыдущем разделе мы объяснили, что традиционное гендерное мышление глубоко укоренилось в китайском обществе, а самовосприятие индивида со временем стабильно, это также может вызвать статистические ошибки. Это связано с тем, что если индивиды переживают крупные жизненные изменения в этот период, например, становятся родителями [47], их представления о гендерных ролях могут соответственно измениться. Тем не менее, мы считаем, что выводы остаются обоснованными по нескольким причинам. Во-первых, предыдущие исследования последовательно указывают на то, что гендерная идеология представляет собой глубоко укоренившиеся социокультурные убеждения, которые вряд ли изменятся за короткий период, особенно среди взрослых [48, 49]. Кроме того, личные убеждения, такие как традиционное гендерное мышление, считаются оказывающими стабильное и продолжительное влияние на психическое здоровье индивидов [50]; таким образом, гендерные установки, измеренные в 2014 году, теоретически способны оказывать непрерывное воздействие на психологические результаты, наблюдаемые в 2016 году. Кроме того, наши эмпирические модели включают широкий спектр потенциальных смешивающих факторов, включая возраст, доход и пол, которые могут охватывать часть экзогенных шоков, имеющих отношение к исходам депрессии. Однако мы признаем, что одновременное измерение обеих переменных было бы предпочтительнее, и временной интервал является неотъемлемым ограничением данного исследования. Во-вторых, отсев произошел из-за потери последующего наблюдения (36,2%) и исключения не состоящих в браке респондентов (25,99%), оба из которых были необходимыми процедурными шагами, но могли внести потенциальную предвзятость в результаты. В-третьих, исследование показало, что связь между традиционным гендерным мышлением и депрессией различалась между мужской и женской группами, причем инвертированная U-образная зависимость наблюдалась только в мужской группе. Что касается этого различия, одно из возможных объяснений основано на предположениях о «хрупкой маскулинности» (precarious manhood), что мужчины и женщины могут конструировать разные смыслы для традиционного гендерного мышления [6, 13] и, следовательно, могут по-разному реагировать на него. Мужественность рассматривается как статус, который должен постоянно демонстрироваться и защищаться действиями, в то время как женственность считается более стабильной и само собой разумеющейся [12]. Следовательно, мужчины с большей вероятностью получают информацию из внешнего мира для подтверждения своей маскулинности и, следовательно, оценивают, принимать ли такую информацию или сопротивляться ей. Этот процесс оценки может объяснить, почему мужчины с более высокими баллами традиционного гендерного мышления кажутся менее склонными к депрессии. Женщины, напротив, могут реже участвовать в этом процессе проверки идентичности, поскольку женственность не требует такого же уровня исполнения. Мы признаем, однако, что это объяснение является предварительным и требует дальнейшего эмпирического исследования в будущих работах. В-четвертых, мы не наблюдали значимой связи между традиционным гендерным мышлением жен и депрессией мужей; однако существующие исследования показывают, что гендерные установки жен, например, большая брачная власть, могут оказывать пагубное воздействие на психическое здоровье мужей, включая снижение когнитивных функций [51]. Для изучения связи между традиционным гендерным мышлением жен и депрессией мужей в будущих эмпирических исследованиях потребуется больше данных. Наконец, хотя мы обсуждаем различия в связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией в зависимости от пола, существует ряд исследований, изучающих различия в гендерных ролях по возрасту и странам [52]. Следовательно, будущие исследования должны включать межстрановой анализ подгрупп, чтобы изучить, применимы ли выводы данного исследования в других национальных контекстах.
Несмотря на упомянутые ограничения, данное исследование имеет ряд сильных сторон. Во-первых, насколько нам известно, это исследование является первым количественным исследованием связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией в Китае, в то время как предыдущие исследования в этой области были преимущественно качественными. Во-вторых, мы выявили U-образную зависимость между традиционным гендерным мышлением мужчин и депрессией, предлагая новый количественный ракурс для будущих исследований. В-третьих, данное исследование эмпирически выявило связь между традиционным гендерным мышлением мужей и депрессивными симптомами жен, закладывая основу для более глубокого изучения в последующих исследованиях.
5 Заключение
Основываясь на теории социальных ролей [23], модели стрессового процесса [24, 25] и символическом интеракционизме [26], данное исследование было направлено на расширение наших знаний о связи между традиционным гендерным мышлением и депрессией индивидов и их супругов на эмпирической основе. Оно также исследовало гендерные различия в этой связи путем введения квадратичных членов. Мы обнаружили инвертированную U-образную зависимость между баллами традиционного гендерного мышления мужчин и депрессией, а также положительную корреляцию между традиционным гендерным мышлением женщин и депрессией. Традиционное гендерное мышление мужей было положительно связано с депрессией их жен, в то время как традиционное гендерное мышление жен не коррелировало с депрессией их мужей.