Интересное сегодня
Распознавание эмоций у аутичных взрослых: роль контекста и н...
Точное восприятие эмоций: ключ к успешному социальному взаимодействию Способность точно воспринимать...
Виды аффективных расстройств: симптомы, причины и лечение
Что такое аффективное расстройство? Аффективные расстройства — это группа психических состояний, при...
Психометрические свойства шкалы краткой неопределенности в з...
Введение Неопределенность в отношении болезни распространена среди пациентов с раком и их опекунов. ...
Ожирение у детей с аутизмом: факторы риска и рекомендации
Введение Расстройство аутистического спектра (РАС) — это сложное нарушение нейроразвития, характериз...
Влияние связи высоты звука и визуальной высоты на временную ...
Введение Человеческий мозг объединяет сигналы из нескольких сенсорных модальностей и формирует целос...
Прогнозирование исполнительных функций на основе параметров ...
Исследование связи между параметрами ходьбы и исполнительными функциями Болезнь Паркинсона характери...
Влияние участия бабушек и дедушек на устойчивость детей: роль стресса родителей и силы семьи
Исследование в области позитивной психологии подчеркивает важность изучения внутреннего потенциала личности, фокусируясь на способности к самопреодолению и адаптивному росту перед лицом стресса и невзгод. Устойчивость (resilience) характеризуется набором защитных механизмов, обеспечивающих успешную адаптацию в трудных ситуациях (Ernst & Burcak, 2019). Она ведет к положительным результатам в развитии ребенка, включая повышение индивидуальной устойчивости (Lockwood et al., 2015), улучшение самочувствия, более крепкую привязанность (Karreman & Vingerhoets, 2012) и снижение уровня депрессии и тревожности (Ma et al., 2020).
Хотя устойчивость может быть развита в любом возрасте, определенные периоды развития предоставляют оптимальные возможности для укрепления защитных факторов и использования защитных систем для эффективной адаптации (Masten, 2001). Раннее детство, отмеченное бурной пластичностью мозга (Southwick & Charney, 2012), является одним из таких критических периодов. Более того, устойчивость, развитая в раннем детстве, существенно влияет на адаптацию в течение детства, подросткового возраста и даже во взрослой жизни (Werner, 1989).
Устойчивость у маленьких детей включает их динамичную отзывчивость на стрессовые факторы окружающей среды, проявляющуюся в способности гибко адаптироваться для поддержания или улучшения равновесия путем саморегуляции (Naglieri et al., 2013). Она включает такие аспекты, как инициативность, саморегуляция и привязанности/отношения. Несмотря на то, что исследователи уделяли внимание устойчивости маленьких детей, она в основном изучалась в контексте межпоколенческих отношений между родителями и детьми.
Контекст в Китае: материнский стресс и роль бабушек и дедушек
В Китае бремя ухода за детьми дошкольного возраста стало основным препятствием для участия женщин на рынке труда (Zhao & Bi, 2025). Матери, балансируя между работой и домашними обязанностями, несут основную тяжесть ухода за детьми, что сказывается на качестве воспитания и усиливает воспринимаемый стресс от родительства (Skreden et al., 2012). Одновременно урбанизация и связанные с ней сдвиги в межпоколенческих семейных отношениях способствовали формированию особой системы поддержки ухода за детьми, характеризующейся растущим участием бабушек и дедушек в воспитании внуков (Goh & Kuczynski, 2010; Shen, 2023). Данные показывают, что 69,3% бабушек и дедушек участвуют в воспитании внуков (Han & Lyu, 2025), формируя уникальную для Китая модель совместного межпоколенческого ухода за детьми (Chen et al., 2011a, b). Практики воспитания в современных китайских семьях не только существенно отличаются от прошлых, требуя больших затрат и времени, но и заметно расходятся с практиками западных обществ, характеризующихся нуклеарными семейными структурами и индивидуализмом. Китайский подход «интенсивного материнства» построен на фундаменте самоотверженного «интенсивного бабушкинства». Точнее, он опирается на межпоколенческую передачу обязанностей по уходу, преимущественно осуществляемую женщинами как со стороны отца, так и со стороны матери (Ji et al., 2020).
Стресс матери от родительства как фактор, влияющий на семью и ребенка
Стресс матери от родительства (Mother’s Parenting Stress) обычно ассоциируется с неблагоприятными последствиями для качества семейной жизни, функционирования и отношений (Crnic & Greenberg, 1990). В раннем детстве семья служит критической системой, тесно связанной с развитием ребенка, а семейная среда широко признана как ключевой социальный детерминант психологического развития детей (Bronfenbrenner, 1979). Среди факторов семьи, влияющих на развитие в раннем детстве, особенно выделяется сила семьи (family strength) – важное психологическое измерение семейной среды. Усиление родительской поддержки укрепляет силу семьи, способствуя устойчивости детей перед лицом невзгод (Westphaln et al., 2022). Более высокая сила семьи в раннем детстве связана с большей устойчивостью у маленьких детей (Lee & Moon, 2011; Kang & Lee, 2014).
В различных моделях совместного родительства межпоколенческие отношения демонстрируют заметную сложность (Chen & Du, 2023). В моделях совместного родительства с участием бабушек и дедушек дети формируют не только привязанности к родителям, но и стабильные эмоциональные связи с бабушками и дедушками, устанавливая привязанность между бабушкой/дедушкой и внуком (Poehlmann, 2003). Исследования показывают, что в семьях с сильной динамикой совместного родительства участие бабушек и дедушек снижает стресс матери от родительства и усиливает семейную сплоченность, тем самым способствуя развитию ребенка (Luo et al., 2020). Поддерживающие и заботливые стили воспитания бабушек и дедушек также способствуют развитию навыков межличностного общения у маленьких детей (Song et al., 2016). Однако некоторые исследователи утверждают, что участие бабушек и дедушек и модели совместного родительства могут негативно сказаться на здоровье (He et al., 2021) и психологическом благополучии (Liu & Wang, 2022) самих бабушек и дедушек.
Участие бабушек и дедушек и устойчивость маленьких детей
Несмотря на признанное значение участия бабушек и дедушек в развитии детей раннего возраста, лишь немногие исследования изучали связь между их участием и устойчивостью маленьких детей.
Участие бабушек и дедушек – это степень вовлеченности и участия бабушек и дедушек в жизни их внуков (Dunifon et al., 2018). Бабушки и дедушки играют активную роль в воспитании и уходе за внуками через поддержку развития; повседневный уход; досуг и коучинг; участие в совместной деятельности (ориентированной на потребление) и киберродительство (Choi, 2016). Исторически, под влиянием конфуцианских принципов, китайцы ставят семейные обязанности на первое место, а семьи отвечают взаимностью, обеспечивая заботу и поддержку (Lou & Wang, 2016). Из-за недостатков системы социального обслуживания пожилых людей в Китае, семейная поддержка остается основным решением для решения проблем, связанных со старостью. Китайские бабушки и дедушки часто рассматривают уход за внуками как благоприятную возможность для межпоколенческого обмена (Sun & Jiang, 2017). В результате бабушки и дедушки с внуками часто поддерживают своих взрослых детей в воспитании внуков (Leeson, 2018), при этом данные показывают, что 63% бабушек и дедушек в Китае активно участвуют в этой роли (Han & Lyu, 2025).
В соответствии с экосистемной теорией (Ecosystem Theory), бабушки и дедушки выступают в роли вспомогательных воспитательных фигур для маленьких детей, вмешиваясь в диадическую систему «мать-ребенок» для создания триадной системы «мать-ребенок-бабушка/дедушка». Наряду с участием матери ребенка и семьи, это составляет ближайшую микросистему, влияющую на развитие маленьких детей. Участие бабушек и дедушек сосредоточено на межличностном взаимодействии между членами семьи и детьми внутри семейной единицы, подчеркивая передачу воспитательных функций между поколениями (Belsky, 1984). Эти взаимодействия формируют основу для связи между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей. Терпимость, понимание и продуманность бабушек и дедушек служат образцовыми воспитательными качествами, создавая развивающуюся триадную систему (Bronfenbrenner, 1979). Исследования показывают, что дети часто испытывают положительные чувства к бабушкам и дедушкам как к основным опекунам (Downie et al., 2010), а благоприятные привязанности, которые они культивируют с бабушками и дедушками, могут напрямую улучшить их социальную адаптацию (Hayslip et al., 2019). Участие бабушек и дедушек способствует развитию важнейших аспектов устойчивости маленьких детей, включая их когнитивные навыки, позитивную самооценку и семейную сплоченность (Egeland et al., 1993). Однако эти выводы в основном касаются детей школьного возраста.
Хотя лишь немногие исследования напрямую изучали связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей, косвенные свидетельства дают некоторую поддержку этой связи. Исследования показывают, что такое участие положительно влияет на самоконтроль и эмоциональную регуляцию у маленьких детей (Chen & Jiang, 2019). Участие бабушек и дедушек ассоциируется с повышением инициативности у малышей (Lee et al., 2015; Rahmawati & Diana, 2016). Эти исследования доказывают, что участие бабушек и дедушек в воспитании в раннем детстве может положительно влиять на самодостаточность маленьких детей, подтверждая идею о том, что такое участие в воспитании может принести пользу устойчивости маленьких детей.
Стресс матери от родительства как медиатор между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей
Стресс матери от родительства – это стресс, который испытывают матери при выполнении своих материнских ролей и во время взаимодействия с ребенком. На этот стресс влияют их личные характеристики, взаимодействие с детьми, черты характера детей и ситуационные факторы в семье. Он проявляется в трудностях воспитания, дисфункциональных взаимодействиях и проблемах, связанных с трудными детьми (Abidin, 1990). В Китае матери несут большую долю ответственности за воспитание и домашние дела, что приводит к многочисленным трудностям в балансировании их материнских ролей с работой и семейными обязанностями. Матери не только переносят стресс, вызванный постоянным накоплением повседневного давления в их жизни (Daundasekara et al., 2021), но и должны справляться с негативными психологическими последствиями требований их материнской роли (Xiang et al., 2014). Работающие матери, в частности, испытывают повышенный стресс от родительства из-за дефицита социальной поддержки, усугубляемого зачастую несовершенной системой отпусков по уходу за ребенком и недостаточными услугами социального ухода в Китае (Chen et al., 2011a, b; Yang et al., 2019).
Согласно экосистемной теории, отношения «мать-малыш» являются критической дихотомической системой в развитии ребенка раннего возраста (Bronfenbrenner, 1979). Чем больше стресса от родительства испытывает мать, тем больше она может отвергать своих детей (Lee, 2008) и принимать суровые родительские установки, такие как принудительное физическое наказание или попустительство (Lee & Mun, 2011). Очевидно, что матери с высоким уровнем стресса от родительства испытывают негативные эмоции и прибегают к негативным родительским моделям поведения (Abidin, 1990), что влияет на эмоциональное и психологическое благополучие их детей (Fadzil & Maulidiyah, 2023), что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии устойчивости у маленьких детей (Choi & Lee, 2011).
Согласно теории семейных систем (Family Systems Theory), в рамках всей семейной системы участие других взрослых опекунов, кроме матери (например, отца, бабушек и дедушек или членов расширенной семьи), расширяет отношения «мать-ребенок» до триадных отношений. Когда эти участники ухода устанавливают гармоничные отношения, достигая системного равновесия, дети получают преимущества в развитии (Minuchin, 1985). Теория взаимозависимости (Interdependence Theory) далее предполагает, что межличностный опыт принципиально формируется взаимодействиями, при этом партнеры по отношениям взаимно влияют на поведение друг друга. В результате люди формируют представления, связанные с их опытом и качеством их отношений (Rusbult & Buunk, 1993; Polenick et al., 2017). Эта теория дает критически важные сведения о взаимном влиянии опыта, представлений и эмоциональной близости родителей и бабушек и дедушек. Интегрируя теорию семейных систем и теорию взаимозависимости, данное исследование разработало более комплексную аналитическую основу.
Участие бабушек и дедушек в воспитании не только помогает матерям более эффективно воспитывать детей, прививает семейную культуру и укрепляет связи между тремя поколениями, но и снижает стресс от родительства у матерей маленьких детей (Kim et al., 2015). Как консультанты, бабушки и дедушки могут давать рекомендации по родительским установкам молодых матерей. Бабушки и дедушки также могут поддерживать матерей маленьких детей, облегчая их домашние обязанности путем активного участия в их повседневной жизни. Таким образом, участие бабушек и дедушек в воспитании смягчает психологическое бремя для молодых матерей (Noriega et al., 2017). Участие бабушек и дедушек в воспитании напрямую влияет на самоэффективность матери от родительства, и матери, которые сами воспитывают маленьких детей, имеют более высокую самоэффективность (Wang et al., 2015). Однако исследования также указывают на то, что матери испытывают повышенную тревожность и стресс от родительства при участии бабушек и дедушек в совместном воспитании (Sivak, 2018; Wang et al., 2020). Исследования изучали опосредующую роль стресса матери от родительства в отношениях между участием бабушек и дедушек и различными результатами развития детей, включая проблемы поведения (Li et al., 2016), личность и адаптацию (Sun & Jiang, 2017), социальную адаптацию (Luo et al., 2020) и социальную компетентность (Gong et al., 2021).
Влияние участия бабушек и дедушек в уходе, опосредованное стрессом матери от родительства, на устойчивость маленьких детей остается неоднозначным. Следовательно, существует острая необходимость изучить текущее состояние совместного родительства бабушками и дедушками в китайских семьях, его влияние на устойчивость маленьких детей и основные механизмы, лежащие в основе этих эффектов.
Сила семьи как медиатор между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей
Сила семьи (Family Strength) относится к внутренней здоровье и позитивной динамике внутри семей. Согласно экосистемной теории (Bronfenbrenner, 1979), семейная среда включает в себя первичный социальный контекст, который люди переживают с рождения, и является значимым фактором для последующего развития. Участие бабушек и дедушек является критически важной переменной в семейной среде при воспитании детей раннего возраста. Такое участие предполагает частое взаимодействие между бабушками и дедушками и их взрослыми детьми, что укрепляет семейные узы. Передавая семейную культуру своим внукам, бабушки и дедушки способствуют формированию чувства культурной идентичности и семейной солидарности (EvenZohar & Garby, 2016). Литература отмечает, что дедушки, в частности, способствуют формированию семейной идентичности и целостности, удовлетворяя потребности членов семьи в прочных, стабильных, последовательных, дисциплинированных и коммуникативных отношениях, тем самым обучая внуков семейной динамике (Bates & Taylor, 2013a, b).
Психологические факторы в семейной среде являются ключевыми предикторами будущего позитивного приспособления детей, а сила семьи является одним из самых репрезентативных факторов этих психологических компонентов (Xu et al., 2007). Здоровая семья признает индивидуальность своих членов, обеспечивает четкие, позитивные разговоры; эффективное разрешение семейных проблем или кризисов; четкое разграничение обязанностей; и установление общих семейных ценностей и правил (Yoo et al., 2013). Следовательно, семьи со здоровой динамикой способствуют лучшему развитию привязанностей/отношений у маленьких детей, развивая самоконтроль, поскольку маленькие дети учатся через домашнюю дисциплину (Chen & Jiang, 2019). Связь внутри семей, общие ценности и цели, позитивное общение и навыки решения проблем — все это значительно влияет на устойчивость маленьких детей (Dunifon et al., 2018). Исследования показывают, что большая сила семьи коррелирует с более высокой устойчивостью у маленьких детей (Lee & Moon, 2011).
Однако взаимодействие между участием бабушек и дедушек, силой семьи и устойчивостью маленьких детей остается недостаточно изученным. Недавние исследования изучали связь между силой семьи и устойчивостью маленьких детей (Yoon et al., 2018), а также влияние моделей родительского участия на устойчивость маленьких детей (Kang & Kim, 2017). Следовательно, настоящее исследование выдвигает гипотезу, что поведение бабушек и дедушек способствует развитию устойчивости маленьких детей путем укрепления силы семьи.
Связь между стрессом матери от родительства и силой семьи
Стресс матери от родительства является индикатором здоровья семьи. Увеличение количества стресса, который матери испытывают при взаимодействии со своими детьми, может негативно сказаться на их чувстве связи, общении, семейной сплоченности и устойчивости. В частности, стресс матери от родительства может угрожать силе семьи (Kim et al., 2007). Исследования показывают, что стресс матери от родительства существенно и негативно влияет на саморегуляцию маленьких детей и косвенно влияет на поведение детей через силу семьи (Yu & Choi, 2022). Стресс матери от родительства влияет на социальные показатели детей, опосредованно через силу семьи (Hong & Kim, 2020). Поэтому можно предположить, что участие бабушек и дедушек может влиять на устойчивость маленьких детей через взаимосвязь между стрессом матери от родительства и силой семьи.
Цель исследования
Хотя исследования в рамках теории экологических систем продемонстрировали положительное влияние участия бабушек и дедушек на психологическую устойчивость маленьких детей, связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей, а также ее внутренние механизмы остаются недостаточно изученными. Предыдущие исследования не учитывали одновременно взаимосвязи между переменными на уровнях бабушек/дедушек, матери, семьи и ребенка, а также внутренние механизмы, посредством которых участие бабушек и дедушек влияет на маленьких детей. Основываясь на экосистемной теории, данное исследование разработало теоретическую модель для изучения влияния участия бабушек и дедушек на устойчивость маленьких детей, со стрессом матери от родительства и силой семьи в качестве опосредующих переменных (Рис. 1), чтобы исследовать эти эффекты и их лежащие в основе механизмы. Исследуемая популяция состояла из маленьких детей в возрасте от 3 до 5 лет. Контрольные переменные включали возраст ребенка, пол (Chen et al., 2021) и порядок рождения (Kour, 2022); возраст матери, образование и занятие (Lee, 2018; Hong & Kim, 2020); а также тип семьи и ежемесячный доход (Bruno et al., 2023).
Соответственно, выдвигаются следующие гипотезы:
- Гипотеза 1: Участие бабушек и дедушек положительно связано с устойчивостью маленьких детей.
- Гипотеза 2: Стресс матери от родительства опосредует связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей.
- Гипотеза 3: Сила семьи опосредует связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей.
- Гипотеза 4: Стресс матери от родительства отрицательно предсказывает силу семьи, а участие бабушек и дедушек также влияет на устойчивость маленьких детей через последовательное посредничество стресса матери от родительства и силы семьи.
Методология исследования
Участники и процедуры
Этическое одобрение данного исследования было получено от Этического комитета колледжа Лишуй. Стратифицированная выборка из 1005 матерей из городских семей с маленькими детьми в возрасте 3-5 лет, в воспитании которых участвовали бабушки и дедушки, была отобрана из семи городов провинции Чжэцзян: Ханчжоу, Нинбо, Вэньчжоу, Цзясин, Цзиньхуа, Цюйчжоу и Лишуй. Критерии отбора были следующими: (а) ребенок проживал с состоящими в браке родителями, и (б) по крайней мере один из бабушек или дедушек ребенка был непосредственно вовлечен в воспитание ребенка (Bowers & Myers, 1999; Dunifon et al., 2018). Родители, не соответствующие этим двум критериям, не участвовали в опросе. Все участницы были матерями маленьких детей, получающими поддержку от бабушек и дедушек, и были проинформированы о цели исследования; как добровольцы, они могли в любое время выйти из исследования без каких-либо штрафных санкций. Опросники заполнялись матерями с использованием веб-приложения, процедура проведения была им объяснена, гарантируя конфиденциальность и поддержку в решении любых вопросов. По времени заполнения 919 анкет были признаны действительными, что составило 91,4%.
Таблица 1 содержит базовую информацию об участниках.
| Характеристика | Количество | Процент | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Возраст ребенка (среднее) | 4.2 | - | ||||
Пол ребенка:
|
|
|
||||
Порядок рождения:
|
| 580 |
339 |
|
|
||
| Возраст матери (средний) | 30.5 | - | ||||
Образование матери:
|
| 210 |
530 |
179 |
|
19.5% |
|
Занятость матери:
|
| 750 |
169 |
|
|
||
Тип семьи:
|
| 880 |
39 |
|
|
||
| Ежемесячный доход семьи (средний) | 15000 юаней | - |
Исследовательские инструменты
Шкала устойчивости у маленьких детей (Young children’s resilience scale)
В данном исследовании использовалась вторая редакция Шкалы устойчивости у маленьких детей (Resilience in Young Children Scale), разработанная Наглиери и др. (Naglieri et al., 2013), впоследствии адаптированная для китайской культуры Ню и др. (Niu et al., 2019). Анкета состоит из 27 вопросов, разделенных на три измерения: инициативность (YCR1) (например, «пытается ли он/она найти разные способы решения проблемы?»), саморегуляция (YCR2) (например, «может ли он/она успокоить себя?») и привязанность (YCR3) (например, «проявляет ли он/она привязанность к знакомым взрослым?»). Использовалась пятибалльная шкала Лайкерта, где ответы варьировались от одного («совсем не делает») до пяти («делает это очень часто»). Чем выше балл, тем сильнее устойчивость маленьких детей. В данном исследовании коэффициент альфа Кронбаха для опросника устойчивости составил 0,943, а для каждого измерения – 0,886, 0,915 и 0,917 соответственно.
Шкала участия бабушек и дедушек (Grandparents’ involvement scale)
В данном исследовании также использовался Опросник участия бабушек и дедушек (Questionnaire for Grandparent Involvement), разработанный Чой (Choi, 2016). Анкета состояла из 39 пунктов, относящихся к пяти категориям: деятельность по поддержке развития (GI1) (например, «Он/она объясняет детям то, о чем они спрашивают.»); деятельность по ежедневному уходу (GI2) (например, «Он/она заботится о том, как ребенок ладит с друзьями.»); досуг и коучинг (GI3) (например, «Он/она ходит с ребенком в парк, зоопарк, музей и т.д.»); участие в совместной деятельности (ориентированной на потребление) (GI4) (например, «Ему/ей нравится думать или разговаривать с ребенком о чем-то вместе.»); и киберродительство (GI5) (например, «Он/она использует Интернет или СМИ для поиска информации о воспитании.»). Пункты также измерялись по пятибалльной шкале Лайкерта, где ответы варьировались от одного («полностью не согласен») до пяти («полностью согласен»). Хотя Китай и Корея имеют одинаковый восточноазиатский культурный фон, данное исследование рассматривало анкету в контексте китайской культуры. Анкета была разработана группой экспертов и доработана после процесса кросс-культурной адаптации для самоотчетных мер, предложенного Битон и др. (Beaton et al., 2000). Коэффициент альфа Кронбаха для опросника участия бабушек и дедушек в данном исследовании составил 0,957, при этом значения альфа Кронбаха для каждого измерения составили 0,921, 0,894, 0,893, 0,879 и 0,859 соответственно. Значения средней извлеченной дисперсии (AVE) составили 0,762, 0,754, 0,638, 0,629 и 0,756, а значения составной надежности (CR) – 0,910, 0,816, 0,754, 0,652 и 0,858 соответственно. Результаты конфирматорного факторного анализа (CFA) показали приемлемую подгонку модели: CFI = 0,918, TLI = 0,902, RMSEA = 0,072 (90% ДИ = 0,066–0,083) и SRMR = 0,052.
Шкала стресса матери от родительства (Mother’s parenting stress scale)
Для измерения стресса матери от родительства использовалась 15-балльная короткая форма Шкалы родительского стресса (Short Form Parenting Stress Scale); Луо и др. (Luo et al., 2021) разработали эту шкалу, адаптировав краткую форму Индекса родительского стресса Абидина (Abidin, 1992) для ситуации в Китае. Анкета включала пункты, связанные с родительским дистрессом (MPS1) (например, «После рождения ребенка я почти не могу заниматься тем, что мне нравится.»), дисфункциональным взаимодействием родителя и ребенка (MPS2) (например, «Большую часть времени я чувствую, что мой ребенок не любит меня и не хочет быть рядом со мной») и дисфункциональным взаимодействием родителя и ребенка (MPS3) (например, «Мой ребенок, кажется, плачет больше и более капризен, чем другие дети.»). Пункты также измерялись по пятибалльной шкале Лайкерта, где ответы варьировались от одного («никогда») до пяти («всегда»). В данном исследовании коэффициент альфа Кронбаха для индекса составил 0,939, при этом значения альфа Кронбаха для каждого измерения составили 0,893, 0,926 и 0,887 соответственно.
Шкала силы семьи (Family strength scale)
Далее в исследование была включена Анкета силы семьи (Family Strength Questionnaire), разработанная Ю и др. (Yoo et al., 2013). Анкета состояла из 22 пунктов, разделенных на пять категорий: семейная устойчивость (FS1) (например, «Семьи будут помогать друг другу.»); взаимное уважение и принятие (FS2) (например, «Между членами семьи существует взаимное уважение и принятие.»); качественные связи (FS3) (например, «Членам семьи нравится общаться вместе.»); экономическая стабильность и сотрудничество (FS4) (например, «Наша семья имеет достаточные финансовые ресурсы для досуга и культурной жизни.»); и забота об обществе (FS5) (например, «В нашей семье есть свои традиции и культура.»). Пункты также измерялись по пятибалльной шкале Лайкерта, где ответы варьировались от одного («полностью не согласен») до пяти («полностью согласен»). Как и Шкала участия бабушек и дедушек, Анкета силы семьи была протестирована на применимость к китайскому культурному контексту в соответствии с теми же шагами и требованиями. Коэффициент альфа Кронбаха для Анкеты силы семьи в данном исследовании составил 0,957, при этом значения альфа Кронбаха для каждого измерения составили 0,934, 0,925, 0,881, 0,913 и 0,873 соответственно.
Анализ данных
Собранные данные были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 26.0 и Mplus 8.3. Статистический тест значимости был установлен как p < 0.05.
Результаты анализа медиации:
Анализ медиации показал следующие результаты:
- Модель 1 (прямое влияние): Участие бабушек и дедушек положительно связано с устойчивостью маленьких детей (β = 0.25, p < 0.001).
- Модель 2 (опосредующее влияние стресса матери): Стресс матери от родительства опосредовал связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей (β = -0.15, p < 0.001).
- Модель 3 (опосредующее влияние силы семьи): Сила семьи опосредовала связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей (β = 0.18, p < 0.001).
- Модель 4 (последовательное опосредующее влияние): Участие бабушек и дедушек влияло на устойчивость маленьких детей через последовательное опосредование стресса матери от родительства и силы семьи (β = 0.12, p < 0.01).
Сравнительный анализ моделей показал, что модели 2 и 3 (индивидуальное опосредование) имели больший эффект, чем модель 4 (последовательное опосредование), указывая на то, что стресс матери от родительства и сила семьи по отдельности в большей степени опосредуют связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей, чем их последовательное опосредование.
| Модель | Прямой эффект | Непрямой эффект (стресс матери) | Непрямой эффект (сила семьи) | Непрямой эффект (последовательный) | Общий эффект |
|---|---|---|---|---|---|
| Гипотеза 1 (прямой) | 0.25*** | - | - | - | 0.25*** |
| Гипотеза 2 (стресс матери) | - | -0.15*** | - | - | -0.15*** |
| Гипотеза 3 (сила семьи) | - | - | 0.18*** | - | 0.18*** |
| Гипотеза 4 (последовательный) | - | - | - | 0.12** | 0.12** |
*** p < 0.001, ** p < 0.01
Обсуждение
Данное исследование изучило взаимосвязь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей, а также раскрыло лежащие в основе процессы. Основываясь на экосистемной теории, исследование изучило связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей путем разработки модели последовательной медиации, которая выявила значимую связь между этими двумя явлениями. Более того, участие бабушек и дедушек влияло на устойчивость маленьких детей частично через независимые опосредующие роли материнского родительского стресса и силы семьи, а также через последовательную роль материнского родительского стресса и силы семьи. Эти результаты не только подразумевают, что участие бабушек и дедушек в воспитании положительно влияет на устойчивость маленьких детей, но и раскрывают внутренние процессы их взаимодействия, способствуя теоретическому пониманию и практическим выводам.
Роль участия бабушек и дедушек в содействии устойчивости маленьких детей
Опираясь на теорию семейных систем (Minuchin, 1985), данное исследование изучило взаимодействие между переменными, относящимися к ребенку, бабушкам/дедушкам, родителям и семье, показав, что участие бабушек и дедушек может напрямую или косвенно повысить устойчивость маленьких детей, снижая материнский родительский стресс и укрепляя силу семьи.
Исследовательские данные показывают, что участие бабушек и дедушек положительно связано с устойчивостью маленьких детей. В моделях совместного родительства с участием бабушек и дедушек маленькие дети также устанавливают стабильные эмоциональные связи со своими бабушками и дедушками, формируя привязанность между бабушкой/дедушкой и внуком (Poehlmann, 2003). Они развивают чувство принадлежности к семье и сообществу бабушек и дедушек, демонстрируют продвинутые когнитивные навыки, а также позитивную самооценку и семейную сплоченность (Egeland et al., 1993). Более того, с точки зрения социального научения (Social Learning Theory, Bandura, 1969), дети приобретают саморегуляцию и инициативность, наблюдая за поведением бабушек и дедушек, перенимая подобные действия в повседневной жизни. Эти результаты согласуются с исследованиями, подтверждающими преимущества участия бабушек и дедушек (Rahmawati & Diana, 2016; Chen & Jiang, 2019), которые показывают, что бабушки и дедушки повышают устойчивость маленьких детей посредством позитивного взаимодействия.
По сравнению с родителями, бабушки и дедушки, обладая богатым жизненным опытом, обеспечивают больше тепла, заботы и внимания (Song et al., 2016), способствуя стабильной привязанности между бабушкой/дедушкой и внуком, что улучшает эмоциональную регуляцию маленьких детей (Hayslip, 2019; Wen et al., 2021), социальную адаптацию и снижает поведенческие проблемы (Luo et al., 2020). Эти выводы согласуются с исследованиями в западных контекстах о влиянии бабушек и дедушек на устойчивость маленьких детей в семьях, затронутых неполной семьей, разводом, динамикой вторичной семьи, злоупотреблением психоактивными веществами родителями или насилием (Downie et al., 2010; Minkler & Fuller-Thomson, 1999). Этот вывод предоставил эмпирические результаты для теории «Ча Сюй Гэ Цзюй» (Cha Xu Ge Ju, Ma, 2007), которая помещает маленьких детей в центр концентрических межличностных отношений в китайских трехпоколенческих семьях, где бабушки и дедушки играют незаменимую роль через уход и внимание. Участие бабушек и дедушек не только способствует устойчивости маленьких детей и компенсирует отсутствие родителей в уязвимых семьях, но и укрепляет силу семьи. Более того, бабушки и дедушки передают семейные культурные ценности, способствуя формированию культурной идентичности внуков и единства семьи (McAdoo & McWright, 1995; Wiscott & Kopera-Frye, 2000). Реагируя на потребности членов семьи в стабильных, последовательных и коммуникативных отношениях, бабушки и дедушки активно направляют внуков в понимании современной семейной динамики, тем самым укрепляя семейную идентичность и силу (Bates & Taylor, 2013a, b).
Опосредующая роль стресса матери от родительства и силы семьи
Предыдущие исследования выявили влияние стресса матери от родительства и силы семьи на устойчивость маленьких детей (Lee & Moon, 2011), а также роль стресса матери от родительства как медиатора в отношениях между участием бабушек и дедушек и результатами развития детей (Luo et al., 2020). Однако лишь немногие исследования углублялись в процесс опосредования между стрессом матери от родительства и устойчивостью маленьких детей, хотя первое может нарушать семейные системы и негативно влиять на развитие детей.
В современном быстро меняющемся обществе матери, которые преимущественно являются основными опекунами и часто самостоятельно справляются с обязанностями по уходу за детьми, могут сталкиваться с конфликтами между работой и воспитанием детей раннего возраста, что приводит к множеству стрессоров. Это не только влияет на самих матерей, но и подрывает семейную сплоченность, впоследствии влияя на эмоциональное и психологическое благополучие маленьких детей. Более высокий уровень стресса, связанный с характеристиками ребенка, среди матерей способствует снижению силы семьи (Park & Moon, 2008). Материнская социальная поддержка влияет на материнский родительский стресс и поведенческие индикаторы, соответственно влияя на семейное функционирование и развитие ребенка (Crnic & Greenberg, 1990). Участие бабушек и дедушек обеспечивает значительную социальную поддержку матерям, разделяя существенную часть бремени ухода за детьми, тем самым положительно смягчая материнский родительский стресс (Noriega et al., 2017).
Психологические факторы в семейной среде являются важными переменными для прогнозирования будущего позитивного приспособления детей (Owens & Shaw, 2003). Близость и взаимопонимание между членами семьи демонстрируют теплые, кооперативные и поддерживающие модели взаимодействия, способствуя укреплению связей между маленькими детьми и членами их семьи (Mchale, 2007). В семьях с высокой силой семьи столкновение с кризисом или проблемой способствует демократическому общению между членами семьи. Это укрепляет семейные узы, общие ценности и эффективное разрешение кризисов через диалог. Рассмотрение семейных кризисов как возможностей для роста положительно влияет на развитие повышенной устойчивости у маленьких детей (Lee et al., 2009). Это сильное чувство связи и эмоциональной близости между членами семьи, наряду с успешной семейной средой, положительно влияет на семейные отношения, а также на развитие устойчивости у маленьких детей (Kim et al., 2007).
Кроме того, результаты выявили процессную модель «участие бабушек и дедушек → стресс матери от родительства → сила семьи → устойчивость маленьких детей». В частности, участие бабушек и дедушек не только косвенно способствует устойчивости маленьких детей, снижая материнский родительский стресс и укрепляя силу семьи, но также может рассматриваться как фактор, который способствует устойчивости маленьких детей посредством двойного опосредующего эффекта. Эти предварительные выводы согласуются с исследованиями бабушек и дедушек в различных культурных и семейных контекстах (Luo et al., 2020; Choi, 2006; Jo & Noh, 2015). Будучи «буферами стресса» в семье (Botcheva & Feldman, 2004), бабушки и дедушки могут предоставлять эффективные советы и помощь матерям маленьких детей, сталкивающимся со стрессом (Li et al., 2016). Участие бабушек и дедушек в уходе за детьми не только смягчает материнский родительский стресс, но и помогает передавать семейную культуру, укреплять близость между членами семьи и усиливать семейную сплоченность (Sun & Mulvaney, 2021). Матери с более низким уровнем стресса от родительства лучше способны применять соответствующие родительские модели поведения для удовлетворения потребностей маленьких детей, тем самым способствуя развитию у детей навыков социальной адаптации и устойчивости (Kim, 2005). Этот эффект особенно выражен в китайских трехпоколенческих семьях, где преобладает взаимозависимая и тесно взаимодействующая семейная динамика. Такие семьи с участием бабушек и дедушек могут культивировать позитивные симбиотические отношения (Luo et al., 2020).
Практические выводы, ограничения и заключение
Практические выводы
- Влияние поддержки бабушек и дедушек требует тщательного рассмотрения при дальнейшем совершенствовании систем социального обеспечения по уходу за детьми и пенсионных схем. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей раннего возраста служит ценным ресурсом, помогая матерям формировать позитивную семейную динамику в условиях невзгод, справляться с проблемами материнства и укреплять семейную сплоченность. Однако полагаться исключительно на бабушек и дедушек для решения задач, связанных с семейным уходом, неустойчиво; обязанности по воспитанию детей должны быть распределены между семьями, обществом и государством. Для поддержки низкофертильных и стареющих обществ семьи, общество и государство должны совместно развивать культуру ухода и создавать компенсационные механизмы для воспитания детей.
- В области социального образования матерям следует получать рекомендации не только по воспитанию детей и развитию психической устойчивости у маленьких детей, но и по улучшению взаимодействия с бабушками и дедушками для содействия их конструктивному участию в уходе за детьми раннего возраста. Кроме того, необходимо позаботиться о том, чтобы обязанности по уходу за внуками не приводили к стрессу для бабушек и дедушек, при этом семьи и общество должны уделять приоритетное внимание физическому и психологическому благополучию бабушек и дедушек.
- Образовательные инициативы, подчеркивающие внутренне здоровую семейную динамику, могут способствовать активному участию семьи в решении проблем путем развития конструктивного диалога, будь то через консультирование, интервенции или образовательные платформы. В таких благоприятных условиях маленькие дети могут испытывать как физическую, так и психологическую безопасность.
- Активное участие бабушек и дедушек в уходе за детьми раннего возраста способствует усилению взаимодействия с их внуками, что приводит к привязанности со стороны внуков. Следовательно, усиление позитивных чувств к бабушкам, дедушкам и пожилым людям в раннем детстве является основополагающим подходом к решению как проблем воспитания детей раннего возраста, так и проблем, связанных с пожилыми людьми. Более того, участие бабушек и дедушек в воспитательных моделях поведения имеет многогранное влияние на маленьких детей и имеет значение для будущего общества, что требует его продвижения.
Ограничения и направления для будущих исследований
- Будущие исследования должны учитывать выраженные культурные различия в гендерных ролях и исторические роли женщин в уходе за детьми, изучая влияние бабушек (женщин) и дедушек (мужчин) на уход за детьми.
- Кроме изучения взаимосвязей между бабушками/дедушками и маленькими детьми, а также между бабушками/дедушками и родителями, исследования должны учитывать влияние этой межпоколенческой динамики на устойчивость маленьких детей. Более того, интеграция разнообразных социально-экологических переменных, связанных с устойчивостью маленьких детей, позволит проводить более всесторонние и экологически обоснованные исследования.
- Хотя данное исследование установило влияние участия бабушек и дедушек на устойчивость маленьких детей и пути его действия, оно по своей сути остается корреляционным исследованием, что исключает возможность окончательных причинно-следственных выводов. Последующие исследовательские усилия должны подтвердить причинно-следственную связь между участием бабушек и дедушек и устойчивостью маленьких детей посредством лонгитюдных или экспериментальных исследований.
- Необходимо разработать стратегии для преодоления ограничений самоотчетных анкет матерей. Например, самооценка бабушками и дедушками их участия в уходе или наблюдения отцами за участием бабушек и дедушек могут дать более объективные сведения. Аналогично, устойчивость маленьких детей может быть оценена с помощью объективных мер, таких как оценки учителей, высококачественные методы наблюдения или интервью.
- Наконец, будущие исследования должны проводиться в различных регионах, чтобы преодолеть географические ограничения текущих выборок.
Заключение
В конечном итоге, данное исследование подчеркивает два основных момента:
- Во-первых, участие бабушек и дедушек положительно предсказывает устойчивость у маленьких детей.
- Во-вторых, участие бабушек и дедушек влияет на устойчивость маленьких детей частично через независимые опосредующие эффекты, включая стресс матери от родительства и силу семьи, а также через последовательный опосредующий эффект стресса матери от родительства и силы семьи.