
Интересное сегодня
Как обида и психические расстройства влияют на трудоспособно...
Введение Потеря работы или безработица часто связаны с ощущением несправедливости и могут сопровожда...
Исторический взгляд на пространственные исследования мозга
Введение Научные исследования мозга всегда опирались на физические и пространственные описания, разл...
Ранние расстройства пищевого поведения у детей: нейровизуали...
Ранние расстройства пищевого поведения (rEO-ED) у детей включают гетерогенную группу состояний, таки...
Как знание своей ценности меняет жизнь
ВведениеЧто, если ключ к полноценной и подлинной жизни не связан с богатством, славой или количество...
Преимущество правого поля зрения в дискриминации ориентации ...
Зрительная информация не обрабатывается равномерно по всему полю зрения. В последние годы было замеч...
История Сары: Выбор видеть мир лучше
Однажды польская еврейка по имени Сара рассказала мне эту историю: В начале Второй мировой войны, ко...
Развитие процессов кормления и глотания у детей
Формирование навыков кормления и глотания происходит в младенчестве и раннем детстве (Delaney & Arvedson, 2008). Эффективный процесс кормления критически важен, так как закладывает основу для будущих взаимодействий и способствует выполнению developmental task of attachment (задачи привязанности) с основным caregiver (опекуном) (LeftonGreif, 2008; LeftonGreif & Arvedson, 2016).
Типы и проявления нарушений кормления
Проблемы с кормлением могут наблюдаться при complex medical conditions (сложных медицинских состояниях) и developmental disorders (нарушениях развития) (BryantWaugh et al., 2010), вызывая dysphagia (дисфагию) (Krishnan & Goswami, 2018). К характерным особенностям относятся:
- крайняя избирательность по типу, текстуре, бренду, форме или цвету пищи (Vissoker et al., 2015);
- плохие орально-моторные навыки у детей с неврологическими нарушениями;
- длительное время приёма пищи, отказ от еды, стрессовые ситуации во время еды (Kerzner et al., 2015).
Классификация нарушений кормления
Kerzner et al. (2015) выделили три основные категории:
- Сниженный аппетит
- Избирательное питание
- Тревога, связанная с кормлением
Методы оценки пищевого поведения
Для выявления проблем с кормлением используются специализированные опросники:
AutEat Questionnaire (AEQ)
Оценивает жевание, глотание, избирательность в еде и ритуальные паттерны кормления у детей с ASD (расстройствами аутистического спектра) (Gal et al., 2022).
Brief Autism Mealtime Behavior Inventory (BAMBI)
Измеряет пищевое поведение у детей с аутизмом (Lukens & Linscheid, 2008).
Mealtime Behavior Questionnaire (MBQ)
33-пунктовый опросник для родителей, оценивающий проблемное поведение во время еды (Berlin et al., 2010). Включает четыре шкалы:
- Отказ/избегание еды
- Манипуляции с едой
- Агрессия/стресс
- Поперхивание/рвота
Результаты исследования греческой версии MBQ
Исследование подтвердило высокую reliability (надёжность) и validity (валидность) греческой версии опросника. ROC-анализ показал AUC = 0.870 с оптимальным пороговым значением 57.00, что позволяет эффективно дифференцировать детей с типичным и нетипичным пищевым поведением.
Практические рекомендации
MBQ-GR может использоваться в:
- клинических условиях для раннего выявления проблем;
- образовательных учреждениях для мониторинга;
- планировании персонализированных вмешательств.
«Культурно адаптированные инструменты оценки, такие как MBQ-GR, играют ключевую роль в своевременном выявлении нарушений кормления»