
Интересное сегодня
Психологическое состояние и социальная адаптация пациентов с...
Введение Травма спинного мозга (ТСМ) чаще всего возникает в результате дорожно-транспортных происшес...
Валидация инструмента EDS-3A для обнаружения тревожности у б...
Тревожность является одним из наиболее распространенных психических расстройств во время берем...
Повышенная чувствительность к предательству у жертв домашнег...
Психологические последствия интимного партнерского насилия Восстановление доверия после абьюзных отн...
Понимание сочетания расстройств разработки и психического зд...
ВведениеРасстройство согласования движений (DCD) – это нейроразвивающее расстройство, диагностируемо...
Как временное давление влияет на когнитивный контроль: анали...
Введение Lee et al. (2025) оценивали производительность в задаче когнитивного контроля в зависимости...
Выбор или борьба: как понять трудности вашего ребенка
Выбор или борьба: как понять трудности вашего ребенка Как детский психолог и тренер для родителей, я...
Введение
Долгое время известно, что аудиальные стимулы воспринимаются как более длительные по сравнению с визуальными той же продолжительности (например, Goldstone & Goldfarb, 1964; Wearden et al., 1998). В 2015 году Уирден заявил, что «аудиальные стимулы оцениваются как на 20% более длительные, чем визуальные. Однако, кроме очевидной сенсорной разницы, нет ощущения, что опыт длительности отличается. Люди не думают, что время летит или тянется в одном модальном канале по сравнению с другим» (стр. 166). Это утверждение согласуется с растущим количеством исследований, предполагающих, что связь между оценкой длительности и ощущением течения времени (POT — passage of time) менее тесная, чем можно было бы ожидать (например, Droit-Volet & Wearden, 2016; Droit-Volet et al., 2017; Jording et al., 2022; Ogden et al., 2011; Wearden, 2015), особенно когда рассматриваются относительно короткие промежутки времени в несколько секунд (Martinelli & Droit-Volet, 2022a).
Разница между аудиальным и визуальным восприятием времени
Разница между восприятием длительности аудиальных и визуальных стимулов часто исследовалась в диапазоне от миллисекунд до нескольких секунд (например, Bratzke & Ulrich, 2019; Goldstone & Goldfarb, 1964; Wearden et al., 1998). До сих пор связь между длительностью и ощущением POT практически не изучалась в миллисекундном диапазоне, возможно, из-за предположения, что осознание POT не возникает для очень коротких промежутков времени (менее 2–3 секунд; см. Droit-Volet et al., 2017).
Методология исследования
В настоящем исследовании изучались оценки длительности и POT в задаче проспективного измерения времени, аналогичной той, что использовали Уирден и его коллеги (1998). Участникам предъявлялись аудиальные (тона частотой 500 Гц) и визуальные (синий квадрат) стимулы разной длительности. Оценки собирались с помощью визуальных аналоговых шкал (VAS — visual analogue scales). Диапазон длительностей был расширен до 5 секунд, чтобы выяснить, на каком этапе возникает осознание POT.
Результаты
Результаты показали, что аудиальные стимулы не только воспринимались как более длительные, но и время с ними субъективно текло медленнее по сравнению с визуальными стимулами. Это противоречит ранним утверждениям о том, что модальность не влияет на ощущение течения времени.
Качество восприятия длительности и POT
Наблюдались значительные индивидуальные различия в оценках качества восприятия длительности и POT. В среднем, качество восприятия длительности увеличивалось с ростом продолжительности стимула, тогда как для POT такой тенденции не было. Кроме того, аудиальные стимулы оценивались как более качественные в плане восприятия длительности, но не POT.
Обсуждение
Результаты показывают, что модальность влияет не только на восприятие длительности, но и на субъективное ощущение течения времени. Однако между этими двумя аспектами временного восприятия есть различия: эффекты модальности и длительности были сильнее выражены для оценок длительности, чем для POT. Это может указывать на то, что POT-оценки не являются простой инверсией оценок длительности.
Ограничения и дальнейшие исследования
Одним из возможных ограничений исследования является потенциальный ответный уклон из-за последовательного представления шкал. Кроме того, онлайн-формат не позволил контролировать внешние помехи. В будущих исследованиях следует изучить роль внимания и других факторов, таких как эмоциональная валентность, в модуляции эффектов модальности.