
Интересное сегодня
Негативные нарративы: что они значат для детей?
ВведениеВ первые 5-7 лет жизни дети формируют ключевые нарративы, которые определяют, кто они, что о...
Влияние поддержки со стороны учителей на вовлеченность студе...
Введение Вовлеченность в учебный процесс стала предметом значительного интереса в последние годы, та...
Нейроны и глиальные клетки: различия и их роль в нервной сис...
Нейроны и глиальные клетки: основные различия Нейроны и глиальные клетки — это два основных типа кле...
Роль устойчивости в связи между посттравматическим ростом и ...
Введение Рак носоглотки (NPC — Nasopharyngeal Carcinoma) — это злокачественное новообразование, возн...
Влияние угрозы на сложное принятие решений: данные из виртуа...
Влияние угрозы на сложное принятие решений Некоторые из самых сложных решений в жизни принимаются в ...
ГЛП-1 препараты и зрение: как похудение может повлиять на зд...
Ожирение: не только медицинская проблема, но и социальный конструкт Ожирение — это не просто медицин...
Музыка как инструмент передачи социальных эмоций
Люди легко распознают базовые эмоции в музыке — радость, грусть, страх — благодаря её структурным характеристикам: ритму, гармонии, тембру. Однако роль музыки в передаче социальных эмоций, таких как доминирование и аффилиация (чувство связи), изучена мало. Это исследование ставило целью выяснить, воспринимаются ли социальные эмоции в музыке и можно ли их предсказать по её структурным особенностям.
В эксперименте приняли участие 1513 человек, которые прослушали 750 коротких музыкальных фрагментов и оценили их по шкалам энергетического возбуждения, напряжения, валентности, доминирования и аффилиации. Результаты показали, что социальные эмоции действительно кодируются в музыке и зависят от её структуры.
Методология исследования
Участники оценивали музыкальные фрагменты по пяти параметрам:
- Энергетическое возбуждение (EA) — от усталости до энергичности.
- Напряжение (TA) — от расслабленности до нервозности.
- Валентность — от неприятного до приятного.
- Доминирование — от подчинения к доминированию.
- Аффилиация — от антисоциального до социального.
Структурные особенности музыки анализировались с помощью MIRtoolbox — инструмента для извлечения акустических параметров, таких как темп, яркость, диссонанс и спектральный центроид.
Ключевые музыкальные параметры
- Темп — скорость музыки.
- Яркость — уровень высокочастотной энергии.
- Диссонанс — мера «резкости» звука.
- Спектральный центроид — показатель распределения частот.
Результаты и их значение
Анализ данных подтвердил, что социальные эмоции, особенно доминирование, легко распознаются в музыке. Темп оказался самым сильным предиктором восприятия доминирования: быстрая музыка ассоциировалась с властностью. Аффилиация, хоть и слабее, но также коррелировала с ритмическими и гармоническими особенностями.
«Музыка — это не просто искусство, а социальный сигнал, способный передавать иерархию и близость», — отмечают авторы исследования.
Интересно, что валентность (приятность) хуже всего предсказывалась структурными параметрами, что может объясняться разнообразием жанров и личными ассоциациями слушателей.
Практическое применение
Результаты полезны для создания музыки в кино, театре и рекламе, где важно управлять эмоциональным откликом. Например, быстрые и диссонирующие треки могут усиливать ощущение власти у персонажа.