Как музыка передает социальные эмоции: исследование 750 музыкальных фрагментов

Как музыка передает социальные эмоции: исследование 750 музыкальных фрагментов

Интересное сегодня

Защитные факторы против родительского выгорания во время пан...

Введение Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на семьи по всему миру, увеличив вероятность р...

Детские предикторы благотворительности и помощи в 22 странах

Введение Прогрессивные действия, которые добровольно приносят пользу другим, играют важную роль в ра...

Как правильное питание влияет на здоровье и долголетие

Введение С течением времени тип ухода, который необходим людям, неизбежно меняется. Для пожилых амер...

Исследование влияния предпринимательского образования на пре...

Введение Предпринимательство рассматривается как панацея от экономических спадов и проблем занятости...

Влияние посттравматического стрессового расстройства на эпил...

Введение Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) чаще встречается у пациентов с другорезис...

Автизм: Связь между микробами и поведением

Введение «Автизм — это не ошибка обработки. Это другая операционная система». — Сарa Хендрекс. Согла...

figure 1
figure 1
figure 2
figure 2
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Thumbnail 5
Оригинал исследования на сайте автора

Музыка как инструмент передачи социальных эмоций

Люди легко распознают базовые эмоции в музыке — радость, грусть, страх — благодаря её структурным характеристикам: ритму, гармонии, тембру. Однако роль музыки в передаче социальных эмоций, таких как доминирование и аффилиация (чувство связи), изучена мало. Это исследование ставило целью выяснить, воспринимаются ли социальные эмоции в музыке и можно ли их предсказать по её структурным особенностям.

В эксперименте приняли участие 1513 человек, которые прослушали 750 коротких музыкальных фрагментов и оценили их по шкалам энергетического возбуждения, напряжения, валентности, доминирования и аффилиации. Результаты показали, что социальные эмоции действительно кодируются в музыке и зависят от её структуры.

Методология исследования

Участники оценивали музыкальные фрагменты по пяти параметрам:

  • Энергетическое возбуждение (EA) — от усталости до энергичности.
  • Напряжение (TA) — от расслабленности до нервозности.
  • Валентность — от неприятного до приятного.
  • Доминирование — от подчинения к доминированию.
  • Аффилиация — от антисоциального до социального.

Структурные особенности музыки анализировались с помощью MIRtoolbox — инструмента для извлечения акустических параметров, таких как темп, яркость, диссонанс и спектральный центроид.

Ключевые музыкальные параметры

  • Темп — скорость музыки.
  • Яркость — уровень высокочастотной энергии.
  • Диссонанс — мера «резкости» звука.
  • Спектральный центроид — показатель распределения частот.

Результаты и их значение

Анализ данных подтвердил, что социальные эмоции, особенно доминирование, легко распознаются в музыке. Темп оказался самым сильным предиктором восприятия доминирования: быстрая музыка ассоциировалась с властностью. Аффилиация, хоть и слабее, но также коррелировала с ритмическими и гармоническими особенностями.

«Музыка — это не просто искусство, а социальный сигнал, способный передавать иерархию и близость», — отмечают авторы исследования.

Интересно, что валентность (приятность) хуже всего предсказывалась структурными параметрами, что может объясняться разнообразием жанров и личными ассоциациями слушателей.

Практическое применение

Результаты полезны для создания музыки в кино, театре и рекламе, где важно управлять эмоциональным откликом. Например, быстрые и диссонирующие треки могут усиливать ощущение власти у персонажа.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода