Как самооценка родителей влияет на уровень безнадёжности при воспитании детей с особыми потребностями

Как самооценка родителей влияет на уровень безнадёжности при воспитании детей с особыми потребностями

Интересное сегодня

Эмоциональная поддержка учителей и ее влияние на вовлеченнос...

Введение Вовлеченность студентов в учебный процесс играет ключевую роль в их академической успеваемо...

Простое руководство по анатомии нейрона с диаграммами

Что такое нейрон? Нейрон — это нервная клетка, которая обрабатывает и передает информацию с помощью ...

Кто такой интровертированный экстраверт: признаки, особеннос...

Кто такой интровертированный экстраверт? Интровертированный экстраверт, которого также называют «общ...

Эффективность вмешательства на основе видеофидбека для родит...

Введение Расстройства аутистического спектра (РАС) – это хронические нарушения нейроразвития, характ...

ADHD и метод «Боди даблинг»: как повысить продуктивность и с...

Что такое боди даблинг? Боди даблинг — это практика выполнения задач в присутствии другого человека ...

Как музыка влияет на концентрацию при СДВГ: исследование при...

Музыка как когнитивный инструмент Музыка — это не просто фон нашей жизни, а полноценный когнитивный ...

Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Семья — это базовая ячейка общества. Рождение ребёнка с особыми потребностями становится переломным моментом для родителей, разрушая их ожидания и планы. Это приводит к эмоциональным реакциям, таким как шок, отрицание, грусть, гнев и чувство вины. Процесс принятия ребёнка с инвалидностью проходит в несколько этапов, и не все родители достигают стадии принятия, что может сопровождаться негативными эмоциями.

Проблемы семей с детьми с особыми потребностями

Рождение ребёнка с инвалидностью связано с психологическими, социальными и экономическими трудностями. Родители сталкиваются с необходимостью:

  • Обеспечивать особый уход и лечение.
  • Посещать медицинские и реабилитационные центры.
  • Адаптироваться к образовательным процессам.

Эти факторы могут приводить к социальной изоляции и чувству безнадёжности.

Роль самооценки и безнадёжности

Самооценка — это отношение человека к себе, включая самоуважение и самопринятие. Низкая самооценка может вызывать депрессию, тревогу и безнадёжность. Согласно теории социального научения Альберта Бандуры, негативный опыт взаимодействия с обществом может снижать самооценку родителей. Теория привязанности Джона Боулби подчёркивает, что ранние отношения с ребёнком влияют на формирование самооценки и чувства надежды.

Факторы, влияющие на самооценку родителей

  • Социально-экономический статус: семьи с высоким доходом имеют больше возможностей для обеспечения потребностей ребёнка.
  • Тип и степень инвалидности: тяжёлые формы инвалидности сильнее влияют на психологическое состояние родителей.
  • Желание иметь ещё детей: родители с высокой самооценкой чаще рассматривают такую возможность.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 200 родителей из центра специального образования в Турции. Использовались следующие инструменты:

  • Анкета с демографическими данными.
  • Шкала самооценки Розенберга.
  • Шкала безнадёжности Бека.

Данные анализировались с помощью программы SPSS, включая множественный регрессионный анализ.

Результаты

Исследование выявило:

  • Родители с высокой самооценкой реже испытывают безнадёжность.
  • Семьи с высоким доходом и образованием демонстрируют более высокую самооценку.
  • Родители детей с тяжёлыми формами инвалидности чаще сталкиваются с психологическими трудностями.

Рекомендации

Для поддержки родителей предлагается:

  • Психологическая помощь (индивидуальная и семейная терапия).
  • Программы повышения осведомлённости общества.
  • Финансовая поддержка семей.

Ограничения исследования

Исследование проводилось в одном регионе, что ограничивает возможность обобщения результатов. Для более глубокого анализа рекомендуется использовать качественные методы, такие как интервью.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода