Интересное сегодня
Грудное вскармливание и депрессия: как стиль кормления влияе...
Введение Беременность и рождение ребёнка — это значимое событие, которое сопровождается не только ра...
Что такое лицевая валидность и почему она важна в тестирован...
Что такое лицевая валидность? Лицевая валидность — это степень, в которой тест выглядит так, будто и...
Влияние проблемного использования социальных сетей и игр на ...
Введение С быстрым развитием доступа в интернет и технологий, социальные сети и онлайн игры приобрел...
Как серотонин в мозжечке влияет на тревожность: Новые исслед...
Новые исследования раскрывают, что серотонин в мозжечке играет важную роль в регуляции тревожности. ...
Влияние платформенного лидерства на инновационное поведение ...
Введение В эпоху Четвертой промышленной революции, характеризующейся широким распространением цифров...
Общая анестезия и риск когнитивных нарушений у пожилых: резу...
Проспективная ассоциация общей анестезии с риском когнитивного снижения в китайской популяции пожилы...
Иллюзия внетелесного опыта и мультисенсорная интеграция
Виртуальная реальность (VR) позволяет пользователям ощущать себя в цифровом пространстве как в реальном. Ключевым элементом VR является самопроекция — воспроизведение особенностей реального пространства в виртуальном с сохранением согласованности между разными модальностями. Другим важным аспектом является создание условий, при которых человек воспринимает свое тело находящимся в виртуальном пространстве.
Исследования в области когнитивной нейронауки изучают, как люди осознают свое тело, что известно как чувство воплощения (sense of embodiment). Оно включает три компонента:
- Саморасположение (self-location) — ощущение нахождения тела в определенной точке пространства.
- Агентность (agency) — чувство контроля над своими действиями.
- Чувство собственности над телом (body ownership) — восприятие тела как своего.
Эксперимент: аудиовизуальные стимулы вместо тактильных
В исследовании участвовали 20 здоровых добровольцев. Эксперимент состоял из двух задач:
- Аудиовизуальная задача: участники наблюдали за движением колокольчика перед камерой (визуальный стимул), в то время как синхронно звучал другой колокольчик перед ними (аудиостимул).
- Тактильно-визуальная задача: участники видели палку, движущуюся к камере, в то время как другая палка синхронно касалась их груди (тактильный стимул).
Каждая задача выполнялась в двух условиях: синхронизированном и асинхронном (с задержкой 500 мс).
«Участники ощущали, что звук исходит из немого колокольчика на видео, а их тело находится в позиции камеры»
Результаты и перспективы применения
Результаты показали, что синхронизированные аудиовизуальные стимулы вызывают внетелесную иллюзию так же эффективно, как и тактильно-визуальные. Ключевые выводы:
- Индекс внетелесной иллюзии (OBI Index) был значительно выше в синхронизированных условиях.
- Участники испытывали тревогу при «угрозе» камере, что подтверждает смещение самоощущения.
- Аудиовизуальные стимулы могут заменить тактильные в индукции иллюзии.
Это открытие важно для разработки VR-приложений, где прямое тактильное взаимодействие невозможно. Дальнейшие исследования могут изучить нейронные механизмы этого феномена с помощью фМРТ.