
Интересное сегодня
Как избежать эмоционального выгорания в отношениях: важность...
Знакомо ли вам это чувство? Вы сидите с партнёром за ужином, обсуждаете прошедший день. Вы играете п...
Характеристика анксиогенной сети на основе анализа функциона...
Значимость исследования тревожных расстройств Тревожные расстройства затрагивают 3–4% нас...
Влияние сна на психологическое благополучие в условиях совре...
Введение Исторически сон рассматривался как важнейший элемент психологического благополучия. Совреме...
Сила самопрощения
Сила самопрощенияКак клинический психолог с более чем 30-летним опытом работы, я имел привилегию слу...
Как виртуальная реальность влияет на восприятие объектов: ро...
Введение Мультисенсорные переживания характеризуют нашу повседневную жизнь, включая сенсомоторные вз...
Как маскулинность связана с восприятием преступных организац...
Маскулинность как инструмент легитимации преступных группПреступные организации, такие как итальянск...
Иллюзия внетелесного опыта и мультисенсорная интеграция
Виртуальная реальность (VR) позволяет пользователям ощущать себя в цифровом пространстве как в реальном. Ключевым элементом VR является самопроекция — воспроизведение особенностей реального пространства в виртуальном с сохранением согласованности между разными модальностями. Другим важным аспектом является создание условий, при которых человек воспринимает свое тело находящимся в виртуальном пространстве.
Исследования в области когнитивной нейронауки изучают, как люди осознают свое тело, что известно как чувство воплощения (sense of embodiment). Оно включает три компонента:
- Саморасположение (self-location) — ощущение нахождения тела в определенной точке пространства.
- Агентность (agency) — чувство контроля над своими действиями.
- Чувство собственности над телом (body ownership) — восприятие тела как своего.
Эксперимент: аудиовизуальные стимулы вместо тактильных
В исследовании участвовали 20 здоровых добровольцев. Эксперимент состоял из двух задач:
- Аудиовизуальная задача: участники наблюдали за движением колокольчика перед камерой (визуальный стимул), в то время как синхронно звучал другой колокольчик перед ними (аудиостимул).
- Тактильно-визуальная задача: участники видели палку, движущуюся к камере, в то время как другая палка синхронно касалась их груди (тактильный стимул).
Каждая задача выполнялась в двух условиях: синхронизированном и асинхронном (с задержкой 500 мс).
«Участники ощущали, что звук исходит из немого колокольчика на видео, а их тело находится в позиции камеры»
Результаты и перспективы применения
Результаты показали, что синхронизированные аудиовизуальные стимулы вызывают внетелесную иллюзию так же эффективно, как и тактильно-визуальные. Ключевые выводы:
- Индекс внетелесной иллюзии (OBI Index) был значительно выше в синхронизированных условиях.
- Участники испытывали тревогу при «угрозе» камере, что подтверждает смещение самоощущения.
- Аудиовизуальные стимулы могут заменить тактильные в индукции иллюзии.
Это открытие важно для разработки VR-приложений, где прямое тактильное взаимодействие невозможно. Дальнейшие исследования могут изучить нейронные механизмы этого феномена с помощью фМРТ.