
Интересное сегодня
Роль самотрансцендентности и принятия болезни у пациентов с ...
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) является распространенным хроническим заболеванием с...
Выбор или борьба: как понять трудности вашего ребенка
Выбор или борьба: как понять трудности вашего ребенка Как детский психолог и тренер для родителей, я...
Токсичное стремление: как распознать и преодолеть разрушител...
Что такое токсичное стремление? Клинический психолог Пола Фридман-Даймонд определяет токсичное стрем...
Зевота у шимпанзе: как андроид вызывает заразную реакцию
Механизмы социального взаимодействия у приматовПроцессы, лежащие в основе социального взаимодействия...
Связь воспаления и мотивационных дефицитов при шизофрении
Биологическая связь между воспалением и мотивациейНедавнее исследование Эмори Университета показало,...
Связь между суицидальностью, устойчивостью и выгоранием у ме...
Введение Онкологический уход предоставляет работникам возможность заботиться о пациентах в самые тру...
Иллюзия внетелесного опыта и мультисенсорная интеграция
Виртуальная реальность (VR) позволяет пользователям ощущать себя в цифровом пространстве как в реальном. Ключевым элементом VR является самопроекция — воспроизведение особенностей реального пространства в виртуальном с сохранением согласованности между разными модальностями. Другим важным аспектом является создание условий, при которых человек воспринимает свое тело находящимся в виртуальном пространстве.
Исследования в области когнитивной нейронауки изучают, как люди осознают свое тело, что известно как чувство воплощения (sense of embodiment). Оно включает три компонента:
- Саморасположение (self-location) — ощущение нахождения тела в определенной точке пространства.
- Агентность (agency) — чувство контроля над своими действиями.
- Чувство собственности над телом (body ownership) — восприятие тела как своего.
Эксперимент: аудиовизуальные стимулы вместо тактильных
В исследовании участвовали 20 здоровых добровольцев. Эксперимент состоял из двух задач:
- Аудиовизуальная задача: участники наблюдали за движением колокольчика перед камерой (визуальный стимул), в то время как синхронно звучал другой колокольчик перед ними (аудиостимул).
- Тактильно-визуальная задача: участники видели палку, движущуюся к камере, в то время как другая палка синхронно касалась их груди (тактильный стимул).
Каждая задача выполнялась в двух условиях: синхронизированном и асинхронном (с задержкой 500 мс).
«Участники ощущали, что звук исходит из немого колокольчика на видео, а их тело находится в позиции камеры»
Результаты и перспективы применения
Результаты показали, что синхронизированные аудиовизуальные стимулы вызывают внетелесную иллюзию так же эффективно, как и тактильно-визуальные. Ключевые выводы:
- Индекс внетелесной иллюзии (OBI Index) был значительно выше в синхронизированных условиях.
- Участники испытывали тревогу при «угрозе» камере, что подтверждает смещение самоощущения.
- Аудиовизуальные стимулы могут заменить тактильные в индукции иллюзии.
Это открытие важно для разработки VR-приложений, где прямое тактильное взаимодействие невозможно. Дальнейшие исследования могут изучить нейронные механизмы этого феномена с помощью фМРТ.