
Интересное сегодня
Преодоление психологических барьеров и принятие здорового об...
Введение Жизнь с хроническими заболеваниями, такими как диабет (DM) или инсулиновая резистентность (...
Исследование переносимости, безопасности и слепого метода в ...
Введение Транскраниальная электрическая стимуляция (тЭС) быстро становится перспективным нейронаучн...
Как садоводческая деятельность с почвой, заселенной Streptom...
Введение Важность психического здоровья возрастает с развитием общества. В Южной Корее, где самый вы...
Как летная подготовка влияет на функциональные свойства пере...
Введение Безопасность гражданской авиации в Азии непрерывно улучшается благодаря совместным усилиям....
Психометрические свойства шкалы диадической адаптации (DAS) ...
Введение В Индии брак рассматривается как сакральный институт [1, 2], и большинство браков организую...
Что такое нарциссическое гостринг и как с ним справиться
Что такое нарциссическое гостринг? Нарциссическое гостринг — это ситуация, когда человек с нарциссич...
Почему рутина важна при аутизме
Рутины чрезвычайно важны для аутичных людей, обеспечивая essential структуру и стабильность в мире, который часто воспринимается как непредсказуемый.
Предсказуемость и безопасность
Рутины обеспечивают комфорт и предсказуемость, уменьшая тревожность за счёт снижения неопределенности и позволяя mentally и emotionally подготовиться к предстоящим событиям.
Эта предсказуемость является crucial механизмом coping против intolerance of uncertainty (IoU) — непереносимости неопределенности, которая тесно связана с повышенной тревожностью у аутичных людей.
Знание того, чего ожидать, fosters чувство "спокойствия и centeredness".
Когнитивная и сенсорная регуляция
Рутины помогают минимизировать сенсорную перегрузку и тревожность, structuring ежедневные demands и предотвращая overstimulation.
Повторяющиеся поведения, такие как стимминг (self-stimulatory behavior), служат calming эмоциональными регуляторами. Они также поддерживают executive functioning — исполнительные функции, reducing когнитивную нагрузку, делая вещи "ещё одной вещью, о которой не нужно думать", особенно когда мозг struggles привыкнуть к новым стимулам.
Разнообразие опыта
Зависимость от рутины значительно varies среди аутичных людей. Нарушения могут вызывать реакции от "легкого раздражения, но терпимого до angry screamcrying meltdown" или даже agitated или violent поведения.
Как делится одна аутичная женщина: "Рутины помогают мне 'держать контроль над моей жизнью... знать, что произойдет, и я чувствую контроль и спокойствие, и это снижает мою тревожность".
Другой человек highlighted чувство "разрушения, как будто мир скоро закончится, когда рутина нарушается".
Почему изменения в рутине могут быть сложными
Изменения в рутине могут быть particularly сложными для аутичных людей due to complex взаимодействию neurological различий, эмоциональных реакций и cognitive processing стилей.
Неврологическая основа
Аутичные люди часто испытывают cognitive inflexibility — когнитивную негибкость, что затрудняет shift мыслей и действий для адаптации к новым или changing ситуациям.
Это core аспект executive functioning deficits — дефицита исполнительных функций, который hinders планирование, mental гибкость и self-monitoring способности.
Когда рутины нарушаются, amygdala — миндалевидное тело, область мозга, участвующая в страхе и тревоге, может реагировать atypically в аутичном мозге, remaining highly активированной даже после repeated воздействия стимула.
Это может привести к sustained physiological stress реакции, такой как "fight (мэлтдаун), flight (withdrawal), или freeze (шатдаун)".
Кроме того, sensory processing различия означают, что unpredictable или dynamic стимулы могут вызывать overwhelming сенсорную перегрузку, making изменения рутины source значительного distress.
Эмоциональное воздействие
Рутины функционируют как "спасательные круги" в мире, часто описываемом как "непредсказуемый, confusing, ever-changing".
Когда эти рутины нарушаются, это может вызывать intense тревожность и distress, часто связанные с чувством неопределенности.
Аутичные люди описывают: "Если наша рутина нарушена, всё feels precarious, как будто пол уходит из-под ног".
Это profound чувство потери контроля может trigger эмоциональную dysregulation, включая мэлтдауны или шатдауны.
Трудности в идентификации и описании собственных эмоций (алекситимия), которые common у аутичных людей, могут further осложнять processing этого distress.
Распространенные ситуации, где меняется рутина
Изменения в рутине могут быть profoundly сложными для аутичных людей в различных settings.
Школа и работа
В школе изменения like смена классов, varying ожидания учителей, изменения расписания и управление unstructured свободным временем представляют significant challenges.
Переходы в новые классы или школы могут trigger выгорание. Даже minor нарушения, такие как пожарная тревога или занятое привычное место, highly расстраивают.
На работе frequent изменения часов или unexpected встречи distressing, способствуя выгоранию и проблемам с удержанием работы.
Домашняя жизнь
Домашние рутины предлагают crucial "остров стабильности". Когда они изменяются, семейные планы, социальные приглашения или праздники нарушают предсказуемость, вызывая тревожность.
Становление новым родителем, например, drastically нарушает сон и рутины, leading к overwhelm.
Даже small бытовые изменения, like переделка décor, измененный рецепт пасты или недоступная стиральная машина, могут быть deeply unsettling.
Неожиданные события
Непредвиденные обстоятельства, такие как болезнь, задержки транспорта или environmental нарушения, especially трудны, поскольку они lack предупреждения и контроля.
Аутичный человек remarked, что "неожиданное ударит much harder". Эти часто незаметные small изменения могут trigger involuntary physiological stress реакцию, demanding immense mental усилия и causing истощение.
Признаки distress во время изменений рутины
Поведенческие признаки
- Мэлтдауны: крики, плач, pacing, бросание вещей, increased или frantic стимминг, повторяющиеся вопросы или поиск уверенности
- Шатдауны: withdrawal, замыкание в себе или non-responsiveness, мутизм, медленные движения или кажущиеся "замороженными", reduced motor координация или difficulty speaking
- Отстранение или избегание: отход от social interaction, отказ от задач или переходов, сопротивление вовлечению, избегание новых или измененных ситуаций
- Снижение functioning: difficulty выполнения обычных задач, reduced способность планировать или sequencing шаги, потеря ability маскировать или компенсировать
Эмоциональные/внутренние признаки
- Повышенная тревожность или беспокойство: беспокойство, agitation, чувство "на грани"
- Раздражительность или эмоциональная хрупкость: becoming more easily расстроенным, less способным терпеть frustration или small изменения
- Усталость или внезапное mental истощение: чувство истощения, needing больше отдыха, или unable поддерживать effort
- Эмоциональное онемение или диссоциация: чувство disconnected от окружения, difficulty идентификации или выражения чувств, sensory-онемение или внутреннее shutdown
Чем это отличается от общего стресса или frustration?
Реакции могут появляться more intense, prolonged, и less modifiable путем "просто успокоиться", поскольку они stem от sensory, cognitive, эмоциональной и executive-function перегрузки rather than просто раздражения или неудобства.
То, что может казаться small или trivial другим, может trigger каскад overwhelm (например, minor изменение расписания leading к repeated тревожности, increased стиммингу, и затем shutdown).
Восстановление often takes longer: эмоциональная регуляция, возврат к рутине и cognitive capacity могут быть impaired на hours или days.
Стратегии coping и поддержки
Аутичные люди могут применять various стратегии для управления изменениями в рутине, в то время как caregivers, учителя и друзья могут предлагать crucial поддержку through понимания и адаптации environments и communication стилей.
Для аутичных людей
Инструменты планирования:
Визуальные поддержки, такие как расписания, карты, labels и календари, highly эффективны в уточнении verbal инструкций, организации задач и улучшении ability человека понимать, anticipate и participate в активностях.
Эти инструменты, которые могут использовать фото, symbols или слова, считаются evidence-based практиками для улучшения self-regulation навыков.
Использование списков, правил и step-by-step guides может further provide структуру, making tasks одной less вещью для размышлений и reducing когнитивную нагрузку.
Техники саморегуляции:
Рутины и ритуалы рассматриваются как wellbeing стратегии, используемые для управления overwhelming demands, перезарядки энергии, coping с изменениями и reducing тревожности.
Стимминг (например, повторяющиеся движения) и глубокое engagement с special интересами служат powerful эмоциональными регуляторами и self-soothing механизмами, helping управлять тревожностью и сенсорной перегрузкой.
Сенсорные перерывы в quiet пространствах, использование noise-cancelling наушников или солнцезащитных очков и engagement в успокаивающих активностях like прослушивание музыки или игра в familiar видео игры, helps управлять overwhelm.
Развитие self-awareness эмоциональных limits и обучение идентификации и labeling чувств through ведение дневника или emotion charts может улучшить эмоциональный контроль, especially для людей, испытывающих алекситимию.
Для caregivers, учителей и друзей
Подготовка к переходам:
Предоставление advanced уведомления и ample processing времени для impending изменений является crucial.
Как описал аутичный человек: "если это неожиданно, ударит much harder".
Визуальные расписания и social stories являются evidence-based интервенциями, которые уточняют ситуации, supplement verbal инструкции и organizing последовательности действий, thereby reducing тревожность.
Родители, например, prepare своего ребёнка заранее для изменений рутины, таких как изменение маршрута, explaining что произойдет и почему.
Создание безопасных environments:
Четкая, calm и predictable communication является essential, поскольку heightened эмоциональные атмосферы могут быть intensely overwhelming.
Валидация чувств человека ("Я понимаю, что это очень расстраивает для тебя") fosters trust и reduces страх отвержения.
Adjusting сенсорную environment, such как lowering света или reducing фонового шума, может предотвращать distress.
Разработка "Плана Б" и "Плана В" contingency помогает управлять unexpected нарушениями и minimizes stress принятия решений на месте.
Во время моментов dysregulation, фокус должен быть на reducing внешних стимулов и demands, и increasing familiar, успокаивающих inputs, таких как weighted одеяла или engagement в предпочитаемых активностях.