
Интересное сегодня
Как голосовая улыбка влияет на эмоциональное заражение: иссл...
Эмоциональное заражение и его компонентыЭмоциональное заражение — это автоматическая тенденция «зерк...
Нейронные сети в психологии: оценка когнитивных процессов и ...
Введение Основная цель исследований в психологии — делать выводы о скрытых когнитивных процессах на ...
Knowledge of Pre-eclampsia Among Pregnant Women in South Gon...
Общее введение С учетом растущей распространенности препеклампсии в клинических условиях и обществен...
Опасные стили воспитания: что нужно знать родителям
Введение Существуют различные подходы к воспитанию, и нет единственно правильного пути, чтобы воспит...
Новое восприятие цветов: исследование Olo
Введение Наше восприятие цвета ограничено тем, как различные типы клеток конусов в сетчатке реагирую...
Психоделическая терапия для лечения нервной анорексии и связ...
Нервная анорексия (НА) — это потенциально смертельное психиатрическое расстройство с серьезными меди...
Между лайками и ограничениями: психологи в соцсетях
Представьте, что вы листаете ленту и видите рилс психолога с заголовком: "3 способа успокоить свою нервную систему". Для вас этот контент может быть успокаивающим, relatable (соотносимым с вашим опытом) и даже меняющим жизнь. Но для человека, стоящего за постом, это также может быть истощающим, этически неоднозначным и эмоционально рискованным.
Новое качественное исследование погружается в мир психологов, которые параллельно работают как инфлюенсеры в сфере ментального здоровья, раскрывая давление и парадоксы пребывания терапевта в свете алгоритмов.
Ключевые выводы исследования
- Психологи в соцсетях – предлагают образование, а не терапию, в то время как подписчики иногда ожидают большего.
- Многие делятся личным опытом для установления связи, но это может размывать профессиональные границы и подрывать их ментальное здоровье.
- Постоянное создание контента, pressure to perform (давление необходимости выступать) и fear of judgment (страх осуждения) со стороны коллег способствуют выгоранию и тревоге.
- Несмотря на стресс, психологи находят цель, сообщество и творческое самовыражение через свое присутствие в соцсетях.
- Необходимы срочно лучшие этические guidelines (руководства) для профессионалов, использующих соцсети в качестве инфлюенсеров.
Не ваш терапевт, но все же заботящийся
Исследование, основанное на глубинных интервью с 12 психологами из Великобритании, имеющими публичные профили, использовало reflexive thematic analysis (рефлексивный тематический анализ) для изучения их lived experiences (жизненного опыта). Участники делились тем, как их профессиональное присутствие онлайн часто приводило к размытым границам и неожиданному emotional labour (эмоциональному труду).
Один терапевт просто описал напряжение: "Я психолог, но я не ваш психолог".
Многие испытывали сильное желание помочь, даже когда подписчики обращались в кризисной ситуации, но они не могли этически или практически вмешаться. Это несоответствие между тем, что хотят подписчики, и тем, что могут предложить психологи, создавало moral discomfort (моральный дискомфорт) и чувство беспомощности.
Некоторые использовали дисклеймеры, highlight reels (подборки) или закрепленные посты, чтобы прояснить, что их контент не является заменой терапии. Но другие испытывали трудности, сталкиваясь с срочными сообщениями, беспокоясь, что быть "просто голосом в интернете" недостаточно.
Этические дилеммы ежедневной работы
Психологи отмечали, что необходимость постоянно балансировать между профессиональной дистанцией и человеческой эмпатией создает уникальные challenges (вызовы). В кабинете терапевта границы четко очерчены: время, место, оплата. В соцсетях эти границы постоянно нарушаются.
Работа для алгоритма, а не для клиента
Соцсети поощряют видимость, последовательность и видеоконтент. Это означает больше риels, больше эмоциональной открытости и больше performative energy (исполнительской энергии). Но психологи не являются исполнителями.
Многие участники описывали чувство принуждения к становлению "создателями контента" — изучению маркетинговых тактик, видеомонтажа и стратегий хештегов в дополнение к их клинической нагрузке.
Один психолог сказал прямо: "Многое из этого — это давление необходимости выступать, а я не артист".
Требование публиковаться часто конфликтовало с их клиническими ценностями и ментальными ресурсами, приводя к выгоранию. Некоторые описывали соцсети как "вторую работу", которая оставляла их эмоционально истощенными. Риск? Не просто истощение, но и compromised therapeutic presence (скомпрометированное терапевтическое присутствие) офлайн.
Цена цифровой трансформации профессии
Алгоритмическая природа платформы создает дополнительное давление. Психологи должны были изучать основы SEO, аналитики и вирального маркетинга — навыки, которые не преподаются в университетских программах по психологии. Это отнимало время от клинической практики, супервизии и самообразования.
Между сообществом и критикой
Несмотря на challenges, эти психологи находили connection в неожиданных местах.
Они строили неформальные сообщества, обменивались советами и даже находили радость в создании контента. Но это приходило с уязвимостью. Публикация постов открывала их для резкой критики как со стороны незнакомцев из интернета, так и профессиональных коллег.
Некоторые боялись быть reported to regulatory bodies (доложенными в регулирующие органы). Другие сталкивались с неодобрением работодателей за публикацию "политического" контента или слишком большого раскрытия личной информации. Несколько человек описали, что оказались в ловушке между необходимостью быть реальными, relatable и человечными — но также безупречно профессиональными.
Профессиональная изоляция и цифровая поддержка
Для многих психологов, особенно работающих в private practice (частной практике), соцсети стали важным инструментом преодоления professional isolation (профессиональной изоляции). Через платформу они находили коллег для обсуждения сложных случаев, получения супервизии и эмоциональной поддержки.
Аутентичное, но безопасное самопредъявление
Self-disclosure (Самораскрытие) было еще одним этическим канатом. Некоторые считали, что оно увеличивает relatableity и помогает нормализовать эмоциональные трудности. Другие беспокоились, что это путает динамику терапевт-клиент.
Один участник размышлял: "Было бы это тем, что я хотел бы видеть от своего терапевта?"
Многие были осторожны. Они избегали раскрывать имена своих детей, конкретные местоположения или личные кризисы. Некоторые даже предупреждали клиентов заранее, если собирались опубликовать что-то особенно легкомысленное или эмоционально сырое — признавая, что соцсети могут изменить то, как клиент видит своего терапевта.
Баланс между профессионализмом и человечностью
Участники исследования разрабатывали personal guidelines (личные руководства) для того, что уместно делиться, а что нет. Некоторые устанавливали четкие временные границы для работы с соцсетями, другие создавали отдельные личные и профессиональные аккаунты.
Соцсети и бизнес
Почему оставаться на платформе вообще? Ответ многослоен. Для некоторых это форма activism — использование их training для разрушения stigma и предложения accessible знаний о ментальном здоровье. Для других это gateway к частным клиентам или способ продавать digital ресурсы.
Многие чувствовали conflict по поводу monetizing их присутствия. Маркетинговые тактики часто ощущались несовместимыми с терапевтической этикой. "Я не маркетолог, я терапевт", — сказал один участник.
Экономические аспекты цифрового присутствия
Монетизация профессионального аккаунта создавала дополнительные ethical dilemmas. Психологи должны были балансировать между необходимостью продвигать свои услуги и сохранением терапевтической integrity. Некоторые отказывались от спонсорского контента, другие тщательно выбирали партнеров, соответствующих их профессиональным ценностям.
Почему это важно
Это исследование раскрывает человеческую сторону therapist-influencers — часто невидимую за кулисами курируемых квадратов и карусельных постов. В то время как их контент может предлагать облегчение, валидацию или инсайты, это происходит за счет emotional labour, размытых границ и ethical complexity.
Для публики это исследование — напоминание: следование за психологом в соцсетях не то же самое, что получение терапии. Посты могут быть helpful, но они не tailored, и они исходят от человека, балансирующего между connection и caution.
Для профессионалов findings подчеркивают срочную необходимость в более четких guidance, лучшем training и признании, что digital psychoeducation теперь является частью современной психологической практики.
Заключение
Когда психологи вступают в пространство инфлюенсеров, они приносят не только свои credentials — они приносят свою humanity. И это именно то, что делает работу одновременно powerful и precarious.
Ссылки на исследование
White, E., & Hanley, T. (2025). "What I share is not the same as therapy": Psychologist experiences of use as a mental health influencer. Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 98(3), 624–642. https://doi.org/10.1111/papt.12585
Методология исследования
Исследование использовало qualitative approach (качественный подход) с применением semi-structured interviews (полуструктурированных интервью). Участники отбирались через purposive sampling (целевой отбор) с учетом diversity практикующих психологов. Анализ данных проводился с использованием iterative process (итеративного процесса) кодирования и theme development (разработки тем).
Рекомендации для практикующих психологов
- Разработать personal ethical guidelines для соцсетей
- Установить четкие временные границы для работы с контентом
- Использовать дисклеймеры о образовательном характере контента
- Регулярно проводить self-reflection о impact соцсетей на wellbeing
- Искать супервизию для сложных ethical dilemmas