
Интересное сегодня
Как объединить данные когнитивных тестов: подход ENIGMA к га...
Проблема несовместимости когнитивных тестовСовременные нейронауки сталкиваются с парадоксом: несмотр...
Как когнитивно-поведенческая модель объясняет социальное тре...
Основные выводы исследования Исследование изучает, как социальное тревожное расстройство (САР) разви...
Чувствительность крыс к принципу последовательности сонорнос...
Чувствительность к принципу последовательности сонорности у крыс (Rattus norvegicus) Несмотря на св...
Оптимистический фрейминг увеличивает ответственное инвестиро...
Введение: глобальное потепление и необходимость перераспределения капитала Ускорение глобального пот...
Эффективность домашней компьютеризированной адаптивной когни...
Введение Когнитивные нарушения после инсульта являются распространенным последствием инсульта, харак...
Влияние старения на восприятие движущихся объектов через общ...
Введение Когда мы смотрим на окружающий мир, мы видим множество объектов. Во многих природных сценах...
Введение
Нейроразвивающие состояния, включая расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), церебральный паралич (ЦП), интеллектуальные нарушения (ИН), моторные расстройства, нарушения коммуникации, специфические расстройства обучения (СРО) и тикозные расстройства, являются одними из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Их распространенность варьируется от 4,1% у детей до пяти лет до 7% у детей в возрасте 10–14 лет (Vos et al., 2020). Эти состояния часто сопутствуют друг другу, создавая сложные клинические картины (Bonti et al., 2024; Coghill & Sonuga-Barke, 2012; Lahey, 2021).
Проблемы диагностики
Традиционные диагностические системы, такие как DSM-5-TR (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, текстовая редакция), часто не учитывают всю сложность и разнообразие индивидуальных трудностей (Astle et al., 2022). Например, 60% детей с СДВГ также имеют сопутствующие состояния, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), трудности обучения и задержку речевого развития (Efron et al., 2013).
Методы исследования
В исследовании использовались данные двух когорт: Австралийского биобанка аутизма (AAB) и Клиники исследования детского поведения (CBRC). Для анализа применялись:
- Кластерный анализ для выявления групп детей со схожими характеристиками.
- Факторный анализ для определения латентных факторов, объясняющих взаимосвязи между переменными.
Результаты
В когорте CBRC были выявлены четыре кластера:
- Низкая эмпатия (25% выборки).
- Хорошая адаптация и функциональные навыки (23%).
- Повышенная гиперактивность и внутренние проблемы (32%).
- Лучшие социальные навыки, низкая внутренняя проблематика и высокая гиперактивность (20%).
В когорте AAB обнаружены три кластера:
- Высокий IQ и лучшие адаптивные навыки (40%).
- Высокая чувствительность и низкие аутистические черты (31%).
- Низкий IQ и выраженные аутистические черты (29%).
Обсуждение
Результаты исследования подчеркивают необходимость трансдиагностического подхода к оценке нейроразвития у детей. Традиционные диагностические категории часто не учитывают сложность и перекрывающиеся характеристики различных состояний. Разработанные домены, такие как коммуникация, эмоциональная регуляция и социальные навыки, могут стать основой для создания новых инструментов оценки.
Ограничения
Исследование имеет несколько ограничений:
- Ограниченная выборка из двух конкретных когорт.
- Использование данных, основанных на отчетах родителей, что может вносить субъективность.
- Отсутствие учета дополнительных факторов, таких как сопутствующие заболевания или влияние окружающей среды.
Заключение
Исследование демонстрирует важность трансдиагностического подхода для понимания нейроразвития у детей. Разработанные домены и методы анализа могут улучшить точность диагностики и персонализировать подходы к лечению.