Трансдиагностический подход к оценке нейроразвития у детей: ключевые аспекты и методы

Трансдиагностический подход к оценке нейроразвития у детей: ключевые аспекты и методы

Интересное сегодня

Как родители детей с инвалидностью справляются с выгоранием ...

Введение Родители детей с инвалидностью сталкиваются с повышенной нагрузкой, связанной с уходом, что...

Психометрические свойства Шкалы удовлетворенности жизнью сре...

Введение Наука о субъективном благополучии (СБ) значительно расширилась за последние несколько десят...

Высокая центральность собственного вектора в сети груминга с...

Гипотеза социального интеллекта и когнитивные способности Гипотеза социального интеллекта (СИГ) пред...

Раскрытие молчания: использование данных о социальных взаимо...

Суицидальные мысли и поведение (СМП) сильно стигматизированы и являются табу. Несмотря на цензуру, о...

Как физические упражнения влияют на субъективное благополучи...

Введение Субъективное благополучие (СБ) — это ключевая психологическая черта позитивной психологии, ...

Маскировка при аутизме: влияет ли она на психическое здоровь...

Маскировка при аутизме: новый взгляд на связь с психическим здоровьем Многие аутичные люди чувствуют...

Рисунок 4
Рисунок 4
Рисунок 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 3
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Нейроразвивающие состояния, включая расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), церебральный паралич (ЦП), интеллектуальные нарушения (ИН), моторные расстройства, нарушения коммуникации, специфические расстройства обучения (СРО) и тикозные расстройства, являются одними из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Их распространенность варьируется от 4,1% у детей до пяти лет до 7% у детей в возрасте 10–14 лет (Vos et al., 2020). Эти состояния часто сопутствуют друг другу, создавая сложные клинические картины (Bonti et al., 2024; Coghill & Sonuga-Barke, 2012; Lahey, 2021).

Проблемы диагностики

Традиционные диагностические системы, такие как DSM-5-TR (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, текстовая редакция), часто не учитывают всю сложность и разнообразие индивидуальных трудностей (Astle et al., 2022). Например, 60% детей с СДВГ также имеют сопутствующие состояния, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), трудности обучения и задержку речевого развития (Efron et al., 2013).

Методы исследования

В исследовании использовались данные двух когорт: Австралийского биобанка аутизма (AAB) и Клиники исследования детского поведения (CBRC). Для анализа применялись:

  • Кластерный анализ для выявления групп детей со схожими характеристиками.
  • Факторный анализ для определения латентных факторов, объясняющих взаимосвязи между переменными.

Результаты

В когорте CBRC были выявлены четыре кластера:

  • Низкая эмпатия (25% выборки).
  • Хорошая адаптация и функциональные навыки (23%).
  • Повышенная гиперактивность и внутренние проблемы (32%).
  • Лучшие социальные навыки, низкая внутренняя проблематика и высокая гиперактивность (20%).

В когорте AAB обнаружены три кластера:

  • Высокий IQ и лучшие адаптивные навыки (40%).
  • Высокая чувствительность и низкие аутистические черты (31%).
  • Низкий IQ и выраженные аутистические черты (29%).

Обсуждение

Результаты исследования подчеркивают необходимость трансдиагностического подхода к оценке нейроразвития у детей. Традиционные диагностические категории часто не учитывают сложность и перекрывающиеся характеристики различных состояний. Разработанные домены, такие как коммуникация, эмоциональная регуляция и социальные навыки, могут стать основой для создания новых инструментов оценки.

Ограничения

Исследование имеет несколько ограничений:

  • Ограниченная выборка из двух конкретных когорт.
  • Использование данных, основанных на отчетах родителей, что может вносить субъективность.
  • Отсутствие учета дополнительных факторов, таких как сопутствующие заболевания или влияние окружающей среды.

Заключение

Исследование демонстрирует важность трансдиагностического подхода для понимания нейроразвития у детей. Разработанные домены и методы анализа могут улучшить точность диагностики и персонализировать подходы к лечению.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода