
Интересное сегодня
Как родители детей с инвалидностью справляются с выгоранием ...
Введение Родители детей с инвалидностью сталкиваются с повышенной нагрузкой, связанной с уходом, что...
Психометрические свойства Шкалы удовлетворенности жизнью сре...
Введение Наука о субъективном благополучии (СБ) значительно расширилась за последние несколько десят...
Высокая центральность собственного вектора в сети груминга с...
Гипотеза социального интеллекта и когнитивные способности Гипотеза социального интеллекта (СИГ) пред...
Раскрытие молчания: использование данных о социальных взаимо...
Суицидальные мысли и поведение (СМП) сильно стигматизированы и являются табу. Несмотря на цензуру, о...
Как физические упражнения влияют на субъективное благополучи...
Введение Субъективное благополучие (СБ) — это ключевая психологическая черта позитивной психологии, ...
Маскировка при аутизме: влияет ли она на психическое здоровь...
Маскировка при аутизме: новый взгляд на связь с психическим здоровьем Многие аутичные люди чувствуют...
Введение
Нейроразвивающие состояния, включая расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), церебральный паралич (ЦП), интеллектуальные нарушения (ИН), моторные расстройства, нарушения коммуникации, специфические расстройства обучения (СРО) и тикозные расстройства, являются одними из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Их распространенность варьируется от 4,1% у детей до пяти лет до 7% у детей в возрасте 10–14 лет (Vos et al., 2020). Эти состояния часто сопутствуют друг другу, создавая сложные клинические картины (Bonti et al., 2024; Coghill & Sonuga-Barke, 2012; Lahey, 2021).
Проблемы диагностики
Традиционные диагностические системы, такие как DSM-5-TR (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, текстовая редакция), часто не учитывают всю сложность и разнообразие индивидуальных трудностей (Astle et al., 2022). Например, 60% детей с СДВГ также имеют сопутствующие состояния, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), трудности обучения и задержку речевого развития (Efron et al., 2013).
Методы исследования
В исследовании использовались данные двух когорт: Австралийского биобанка аутизма (AAB) и Клиники исследования детского поведения (CBRC). Для анализа применялись:
- Кластерный анализ для выявления групп детей со схожими характеристиками.
- Факторный анализ для определения латентных факторов, объясняющих взаимосвязи между переменными.
Результаты
В когорте CBRC были выявлены четыре кластера:
- Низкая эмпатия (25% выборки).
- Хорошая адаптация и функциональные навыки (23%).
- Повышенная гиперактивность и внутренние проблемы (32%).
- Лучшие социальные навыки, низкая внутренняя проблематика и высокая гиперактивность (20%).
В когорте AAB обнаружены три кластера:
- Высокий IQ и лучшие адаптивные навыки (40%).
- Высокая чувствительность и низкие аутистические черты (31%).
- Низкий IQ и выраженные аутистические черты (29%).
Обсуждение
Результаты исследования подчеркивают необходимость трансдиагностического подхода к оценке нейроразвития у детей. Традиционные диагностические категории часто не учитывают сложность и перекрывающиеся характеристики различных состояний. Разработанные домены, такие как коммуникация, эмоциональная регуляция и социальные навыки, могут стать основой для создания новых инструментов оценки.
Ограничения
Исследование имеет несколько ограничений:
- Ограниченная выборка из двух конкретных когорт.
- Использование данных, основанных на отчетах родителей, что может вносить субъективность.
- Отсутствие учета дополнительных факторов, таких как сопутствующие заболевания или влияние окружающей среды.
Заключение
Исследование демонстрирует важность трансдиагностического подхода для понимания нейроразвития у детей. Разработанные домены и методы анализа могут улучшить точность диагностики и персонализировать подходы к лечению.