Интересное сегодня
Как физическая активность в свободное время и осознанность с...
Введение Академическое выгорание — это состояние эмоционального истощения, вызванное учебными задача...
Собаки и звукозаписывающие панели: осмысленное общение с люд...
ВведениеНовое исследование из Калифорнийского университета в Сан-Диего показывает, что собаки, обуче...
Как псевдонаучные убеждения влияют на здоровье: исследование...
Влияние псевдонаучных убеждений на здоровье Новое исследование, проведённое при поддержке BIAL Found...
Как изменить восприятие стресса для повышения продуктивности...
Понимание стресса как мотиватора Исследование, проведенное Griffith University, показывает, что стре...
Переосмысление одиночества: счастливая жизнь без романтическ...
Введение На протяжении большей части прошлого века социальные учёные интересовались браком, а не оди...
Психология отказа от мяса: почему вегетарианцы испытывают от...
Отвращение против антипатии Недавнее исследование, проведенное Университетом Эксетера, выявило, что ...
Введение
Нейроразвивающие состояния, включая расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), церебральный паралич (ЦП), интеллектуальные нарушения (ИН), моторные расстройства, нарушения коммуникации, специфические расстройства обучения (СРО) и тикозные расстройства, являются одними из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Их распространенность варьируется от 4,1% у детей до пяти лет до 7% у детей в возрасте 10–14 лет (Vos et al., 2020). Эти состояния часто сопутствуют друг другу, создавая сложные клинические картины (Bonti et al., 2024; Coghill & Sonuga-Barke, 2012; Lahey, 2021).
Проблемы диагностики
Традиционные диагностические системы, такие как DSM-5-TR (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, текстовая редакция), часто не учитывают всю сложность и разнообразие индивидуальных трудностей (Astle et al., 2022). Например, 60% детей с СДВГ также имеют сопутствующие состояния, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), трудности обучения и задержку речевого развития (Efron et al., 2013).
Методы исследования
В исследовании использовались данные двух когорт: Австралийского биобанка аутизма (AAB) и Клиники исследования детского поведения (CBRC). Для анализа применялись:
- Кластерный анализ для выявления групп детей со схожими характеристиками.
- Факторный анализ для определения латентных факторов, объясняющих взаимосвязи между переменными.
Результаты
В когорте CBRC были выявлены четыре кластера:
- Низкая эмпатия (25% выборки).
- Хорошая адаптация и функциональные навыки (23%).
- Повышенная гиперактивность и внутренние проблемы (32%).
- Лучшие социальные навыки, низкая внутренняя проблематика и высокая гиперактивность (20%).
В когорте AAB обнаружены три кластера:
- Высокий IQ и лучшие адаптивные навыки (40%).
- Высокая чувствительность и низкие аутистические черты (31%).
- Низкий IQ и выраженные аутистические черты (29%).
Обсуждение
Результаты исследования подчеркивают необходимость трансдиагностического подхода к оценке нейроразвития у детей. Традиционные диагностические категории часто не учитывают сложность и перекрывающиеся характеристики различных состояний. Разработанные домены, такие как коммуникация, эмоциональная регуляция и социальные навыки, могут стать основой для создания новых инструментов оценки.
Ограничения
Исследование имеет несколько ограничений:
- Ограниченная выборка из двух конкретных когорт.
- Использование данных, основанных на отчетах родителей, что может вносить субъективность.
- Отсутствие учета дополнительных факторов, таких как сопутствующие заболевания или влияние окружающей среды.
Заключение
Исследование демонстрирует важность трансдиагностического подхода для понимания нейроразвития у детей. Разработанные домены и методы анализа могут улучшить точность диагностики и персонализировать подходы к лечению.