Интересное сегодня
Когнитивный тренинг Dr. Neuronowski® для улучшения речи и мы...
Введение в проблему афазии и когнитивных нарушений Инсульт является второй по значимости причиной см...
Связь одиночества с риском потери слуха
Новое исследование о потере слуха и одиночестве Недавнее исследование, проведенное с участием почти ...
Как низкокалорийные диеты влияют на депрессию: новые исследо...
Новые исследования, опубликованные в открытом доступе в журнале BMJ Nutrition Prevention & Health, с...
Как депрессия влияет на способность избегать неприятных собы...
Влияние депрессии на процесс обучения избеганию Депрессия значительно изменяет то, как люди стремятс...
Как пространственное внимание влияет на временное восприятие...
Введение Визуальное внимание настраивает сенсорную обработку для оптимизации принятия решений и пове...
Как коучинг помогает справиться с чрезмерной занятостью
Введение в проблему чрезмерной занятости В продолжение статьи о коучинге, известный коуч Ким Морган ...
Введение: Понимание здорового старения и коммуникативных навыков
Здоровое старение — это многогранное понятие, определение которого может быть сложным. Тем не менее, в условиях растущей продолжительности жизни и стареющего населения, изучение процессов старения и их воздействия на личность и социальные связи становится всё более значимым. Одним из ключевых аспектов коммуникации является способность к созданию нарративов, то есть к повествованию.
Исследования лексических способностей в контексте создания нарративов показывают, что продуктивность речи может изменяться с возрастом. Хотя явных возрастных различий в общем количестве произнесенных слов у молодых и пожилых людей обычно не наблюдается, другие аспекты речевой продукции, такие как скорость речи и способность использовать информативные слова, могут ухудшаться с возрастом. Скорость речи снижается линейно, а способность создавать информативные слова и контролировать организацию повествования следуют нелинейной траектории, с заметным ухудшением после 75 лет.
До сих пор мало изучены вопросы влияния здорового старения на два важных аспекта создания адекватных нарративов: выражение субъективности и способность описывать эмоции персонажей во время повествования. Выражение субъективности относится к тому, как личная точка зрения, убеждения и опыт человека отражаются в его речи. Это может происходить намеренно (например, через оценочные комментарии) или непреднамеренно. В процессе создания дискурса субъективность говорящего влияет на выбор содержания, структуру и лингвистический стиль, отражая его точку зрения. Поэтому важно исследовать, как старение влияет на эту важную способность.
Аналогично, способность описывать эмоции во время повествования остается недостаточно изученной. Эмоции играют ключевую роль в повседневной жизни и могут передаваться как явно, так и неявно — например, через просодию или вербальные выражения, такие как междометия, которые напрямую не называют эмоциональные состояния. Повествование может создавать или укреплять ассоциации между определенными ситуациями и конкретными эмоциями. Хотя способность описывать эмоции персонажей во время повествования не изучалась ранее, несколько исследований показали, что идентификация и выражение эмоций могут стать более сложными с возрастом.
Субъективность и описание эмоций: Развитие классификации
В данном исследовании изучались прилагательные и наречия (включая словосочетания), выражающие субъективность, на основе классификации, предложенной Кербрат-Ореккиони. Согласно этой классификации, субъективность может выражаться различными средствами, включая слова, относящиеся к четырем категориям:
- Оценочные неаксиологические слова: передают личную оценку говорящего без выражения ценностного суждения (положительного или отрицательного) или эмоции. Например, они могут описывать физические свойства (маленький, высокий, темный).
- Оценочные аксиологические слова: подразумевают ценностное суждение, часто основанное на социальных, культурных или этических нормах. Обычно несут положительную или отрицательную коннотацию (хороший, плохой, уродливый).
- Аффективные слова: выражают эмоциональную вовлеченность говорящего, передавая его эмоциональное состояние по отношению к объекту или ситуации в дискурсе. Например, в определенном контексте фраза «бедный мальчик» может указывать не на бедность, а выражать аффективную позицию или эмоциональную озабоченность говорящего.
- Модальные слова (модализаторы): отражают оценку говорящим степени уверенности или сомнения в отношении того, что говорится. Примеры включают «возможно», «вероятно», «уверенно», «действительно», «на самом деле», «в действительности».
К настоящему времени эта категоризация еще не применялась для анализа того, как лингвистическое производство меняется на протяжении взрослой жизни в контексте здорового старения.
В данном исследовании также анализировались прилагательные и наречия, используемые для описания эмоций персонажей в нарративах. Были выделены:
- Собственно аффективные прилагательные и наречия: отражают личную эмоциональную вовлеченность говорящего.
- Прилагательные и наречия, описывающие эмоциональные состояния и реакции персонажей: например, «старик выглядит злым, когда горшок падает ему на голову» или «мужчина кажется грустным, когда она уходит». Согласно Кербрат-Ореккиони, этот тип аффективных слов основан на том, что она называет «интерпретативной субъективностью». Чтобы избежать путаницы с аффективными словами, выражающими личные чувства говорящего, эти прилагательные и наречия, описывающие эмоции персонажей, названы описателями эмоций. В данном исследовании они рассматривались как отдельная категория, отличная от маркеров субъективности.
Наконец, были учтены случаи использования местоимений первого лица единственного числа, относящихся к говорящему, как неявно, так и явно. В итальянском языке грамматический субъект не обязательно выражается открыто; таким образом, неявные ссылки могут встречаться, как в «penso che la donna stia versando del caffè» («[Я] думаю, женщина наливает кофе»). Явные ссылки включают примеры типа «mi sembra che i due facciano pace» («Мне кажется, что они мирятся»); или «io non capisco cosa stia facendo la persona sullo sfondo» («Я не понимаю, что делает человек на заднем плане»). Эти местоимения отличаются от ранее обсуждавшихся маркеров субъективности, поскольку они относятся к категории дейктиков. Однако они были включены в анализ, поскольку использование первого лица представляет собой дополнительный коммуникативный инструмент, подчеркивающий присутствие говорящего и, следовательно, его субъективность как референта местоимения. Примечательно, что использование таких местоимений часто ассоциируется с высказываниями, которые не имеют прямого отношения к описанию истории. Поскольку эти высказывания могут восприниматься как второстепенные или «заполнители» по отношению к основному нарративному потоку, использование местоимений первого лица единственного числа может быть связано с увеличением внетематической многословности — аспекта, часто наблюдаемого в дискурсе пожилых людей.
Теория разума (ToM) и ее связь с возрастом
Хотя способность производить контекстуально соответствующий нарративный дискурс имеет важное значение для общения, сама по себе она недостаточна. Успешное взаимодействие также зависит от ключевого аспекта социальной когниции — способности приписывать ментальные состояния себе и другим, что обычно называется Теорией разума (ToM;). Растущее число данных свидетельствует о том, что это многомерная конструкция, включающая как когнитивные, так и аффективные компоненты. Когнитивный компонент включает понимание и приписывание ментальных процессов, таких как убеждения, мысли и намерения, другим. Аффективный компонент относится к распознаванию и интерпретации эмоционального опыта и чувств других.
С течением времени было разработано несколько тестов для оценки навыков ToM. Среди них один из наиболее широко используемых — Reading the Mind in the Eyes Test (RMET). Недавно возникли опасения по поводу этого теста, поскольку было высказано предположение, что производительность на RMET может отражать распознавание эмоций, а не способности ToM. Тем не менее, этот тест часто используется как мера аффективной ToM. Кроме того, есть данные, свидетельствующие о том, что он также требует приписывания неэмоциональных ментальных состояний и, следовательно, отражает даже когнитивные навыки ToM. Другие тесты ToM включают Strange Stories task и тесты ToM второго порядка, требующие от участников ответов на вопросы по различным историям (например, «Джон и Мэри» и «День рождения Питера»).
В последние годы накапливающиеся данные указывают на то, что здоровое старение затрагивает оба компонента, причем значительные трудности возникают после 70 лет — особенно в задачах, требующих навыков ToM второго порядка. Например, Фишер и др. (Fischer et al.) оценили когнитивную ToM с помощью Strange stories task, а аффективную ToM — с помощью Reading the Mind in the Eyes Test. В обоих тестах взрослые в возрасте 64–87 лет показали худшие результаты, чем молодые взрослые в возрасте 17–27 лет. Кроме того, Руитенберг и др. (Ruitenberg et al.) продемонстрировали, что эти возрастные эффекты особенно выражены в задачах, требующих от участников вывода выводов второго, а не первого порядка. Выводы первого порядка включают способность представлять ментальное состояние другого человека и сравнивать его со своим собственным, тогда как выводы второго порядка требуют понимания ментального состояния одного человека по отношению к ментальному состоянию другого.
Цели исследования и гипотезы
В целом, имеющаяся литература предполагает, что несколько ключевых способностей значительно затрагиваются здоровым старением: способность бегло производить слова (отражено в скорости речи), выбирать и использовать коммуникативно адекватные слова (с точки зрения лексической информативности) и приписывать ментальные состояния другим (как когнитивные, так и аффективные ToM). Однако все еще не хватает информации относительно потенциального влияния старения на другие важные аспекты повествования, такие как выражение субъективности и описание эмоций. Поэтому необходимо дальнейшее исследование для изучения взаимосвязи между различными аспектами лексического производства в нарративном дискурсе и ToM, чтобы лучше понять, как эти ключевые способности взаимодействуют.
В частности, цели данного исследования заключаются в изучении навыков продуктивности, выражения субъективности, спонтанной тенденции к описанию эмоций в повествовании и навыков ToM в условиях здорового старения. Более того, опираясь на предыдущие исследования, предполагающие наличие связи, хотя и не полного совпадения, между прагматическими навыками и способностями ToM, мы также изучили взаимосвязи между нарративными характеристиками (т. е. продуктивностью, использованием маркеров субъективности и описанием эмоций) и показателями ToM.
Это привело нас к формулировке следующих исследовательских областей и соответствующих гипотез:
Исследовательская область 1 (RA1): Влияние старения на продуктивность, субъективность и описание эмоций
RA1: Мы исследовали, снижаются ли показатели продуктивности (т. е. общее количество слов, скорость речи и процент лексической информативности), маркеры субъективности (т. е. модализаторы, аффективные, оценочные аксиологические и неаксиологические прилагательные и наречия, а также местоимения первого лица единственного числа) и описатели эмоций (т. е. прилагательные и наречия, используемые для описания эмоций и чувств персонажей, изображенных в нарративе) с возрастом во время выполнения задания по созданию дискурса. Мы также контролировали потенциальное влияние уровня формального образования участников. Если такое снижение наблюдается, мы дополнительно изучили, затрагивает ли оно маркеры субъективности и описатели эмоций одинаково или дифференцированно.
Гипотеза 1а: Учитывая предыдущие результаты, показывающие общее снижение эффективности повествования после 75 лет, а также растущие трудности в выражении эмоций при создании дискурса, мы предположили, что старение повлияет на уровни продуктивности. В частности, мы ожидали отсутствия возрастных различий в общем количестве произнесенных слов, но предвидели возрастные эффекты на скорость речи и лексическую информативность.
Гипотеза 1b: Мы также ожидали, что старение негативно повлияет на использование маркеров субъективности. Например, мы предположили, что использование местоимений первого лица единственного числа возрастет с возрастом, потенциально отражая большую склонность пожилых людей к внесению самореферентных вторжений в их нарративы.
Гипотеза 1c: Наконец, мы предположили, что старение повлияет на использование описателей эмоций.
Исследовательская область 2 (RA2): Влияние старения на Теорию разума (ToM) и ее связь с нарративом
RA2: Мы оценили, влияет ли старение также на производительность в задачах, измеряющих когнитивный и аффективный компоненты Теории разума (RA2a).
Гипотеза 2a: В соответствии с предыдущими результатами, мы предположили, что эти задачи будут негативно затронуты здоровым старением.
RA2b: Мы далее изучили потенциальную связь между теми аспектами лексической продуктивности, маркерами субъективности, описателями эмоций и навыками ToM, которые, как было установлено, снижаются с возрастом.
Гипотеза 2b: В частности, мы предположили, что маркеры субъективности и описатели эмоций, на которые влияет старение, будут положительно связаны с показателями лексической продуктивности и производительности ToM.
Результаты исследования
Анализ уровней продуктивности в задании по созданию дискурса
Средние значения и стандартные отклонения уровней продуктивности трех групп представлены в Таблице 1. Линейные регрессионные анализы выявили значимые модели для всех трех показателей. Для общего количества слов модель объяснила 10,3% дисперсии (F(2, 88) = 4,930, p < 0,05). С возрастом наблюдалось увеличение общего количества слов (β = 0,27, SE = 0,09, p < 0,01). В отношении скорости речи модель объяснила 15,8% дисперсии (F(2, 88) = 8,050, p < 0,001). Скорость речи снижалась с возрастом (β = -0,32, SE = 0,08, p < 0,001). Наконец, для процентной доли лексически информативных слов модель объяснила 9,5% дисперсии (F(2, 88) = 4,550, p < 0,05). Лексическая информативность также снижалась с возрастом (β = -0,26, SE = 0,09, p < 0,01).
Анализ маркеров субъективности и описателей эмоций
Результаты анализа маркеров субъективности и описателей эмоций представлены в Таблице 2. Для модализаторов было обнаружено значимое влияние возраста (F(2, 87) = 4,250, p < 0,05), причем старшая группа демонстрировала более частое использование этих слов по сравнению с молодой группой (p < 0,05). Количество аффективных слов и оценочных аксиологических слов не показало значимых возрастных различий (p > 0,05). Однако использование оценочных неаксиологических слов показало тенденцию к снижению с возрастом, хотя и не достигло статистической значимости (p = 0,07). Количество местоимений первого лица единственного числа не показало значимых возрастных различий (p > 0,05).
Что касается описателей эмоций, то было обнаружено значительное снижение их использования с возрастом (F(2, 87) = 5,180, p < 0,01). Пост-хок сравнения показали, что старшая группа использовала значительно меньше описателей эмоций по сравнению как с молодой, так и со средней группой (p < 0,05).
Анализ навыков Теории разума (ToM)
Результаты оценки навыков ToM представлены в Таблице 3. Для когнитивной ToM (измеренной с помощью Strange Stories task) было обнаружено значительное снижение производительности с возрастом (F(2, 87) = 7,300, p < 0,001). Пост-хок сравнения показали, что старшая группа показала худшие результаты по сравнению с молодой и средней группами (p < 0,01). Для аффективной ToM (измеренной с помощью RMET) также было обнаружено значительное снижение производительности с возрастом (F(2, 87) = 6,850, p < 0,001). Старшая группа показала худшие результаты по сравнению с молодой и средней группами (p < 0,01).
Корреляционный анализ между нарративными характеристиками и ToM
Результаты корреляционного анализа представлены в Таблице 4. Была обнаружена положительная корреляция между использованием описателей эмоций и показателями когнитивной ToM (r = 0,35, p < 0,01). Также была обнаружена положительная корреляция между процентной долей лексически информативных слов и показателями аффективной ToM (r = 0,29, p < 0,05). Использование модализаторов не показало значимых корреляций ни с одним из показателей ToM.
Обсуждение
Результаты данного исследования проливают свет на то, как здоровое старение влияет на различные аспекты нарративного дискурса и их связь с навыками Теории разума (ToM). Наши выводы подтверждают и расширяют существующие знания в этой области.
Подтверждение возрастных изменений в продуктивности речи
Как и предполагалось (Гипотеза 1а), мы обнаружили, что с возрастом происходит снижение скорости речи и лексической информативности, хотя общее количество слов остается стабильным. Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями, которые указывают на замедление темпа речи и ухудшение качества лексического выбора у пожилых людей. Снижение лексической информативности может отражать трудности с подбором наиболее точных и релевантных слов, что может быть связано с изменениями в функционировании рабочей памяти и семантических сетей с возрастом.
Дифференциальные эффекты старения на маркеры субъективности
В отличие от наших ожиданий (Гипотеза 1b), мы обнаружили, что использование местоимений первого лица единственного числа не увеличилось с возрастом. Однако мы выявили, что пожилые люди используют больше модализаторов по сравнению с молодыми участниками. Это может указывать на большую потребность в выражении неопределенности или осторожности в суждениях по мере старения, возможно, как реакцию на снижение уверенности в своих когнитивных способностях или как стратегию минимизации ошибок.
Снижение описания эмоций с возрастом
Результаты, касающиеся описателей эмоций, полностью подтвердили наши гипотезы (Гипотеза 1c и 2b). Мы наблюдали значительное снижение спонтанного использования слов, описывающих эмоции персонажей, у пожилых участников. Это согласуется с данными, указывающими на трудности пожилых людей в распознавании и выражении эмоций. Это может быть связано с изменениями в аффективных компонентах ToM, которые также показали снижение в нашем исследовании.
Возрастное снижение навыков Теории разума (ToM)
Наши результаты подтвердили, что здоровое старение отрицательно сказывается на навыках ToM, как когнитивных, так и аффективных (Гипотеза 2a). Снижение производительности в задачах Strange Stories task и RMET у пожилых участников соответствует предыдущим исследованиям. Это подчеркивает, что старение влияет не только на основные когнитивные функции, но и на более сложные аспекты социальной когниции, такие как понимание ментальных состояний других.
Связь между нарративом и ToM
Важным выводом является обнаруженная связь между нарративными характеристиками и навыками ToM. Мы обнаружили, что использование описателей эмоций положительно коррелирует с когнитивной ToM, а лексическая информативность — с аффективной ToM. Это поддерживает идею о том, что способность рассказывать о чужих эмоциях тесно связана с пониманием их ментальных состояний в целом. Кроме того, связь между лексической информативностью и аффективной ToM может указывать на то, что более точное и детальное описание ситуаций в нарративе способствует лучшему пониманию эмоционального контекста.
Ограничения и будущие направления
Следует отметить, что данное исследование имеет некоторые ограничения. Во-первых, выборка состояла из здоровых пожилых людей, поэтому результаты могут не распространяться на популяции с когнитивными нарушениями. Во-вторых, использовался поперечный дизайн, что не позволяет установить причинно-следственные связи. Будущие исследования могли бы использовать продольные дизайны для отслеживания изменений в течение времени. Кроме того, было бы полезно исследовать влияние других факторов, таких как уровень образования, социальная активность и общее состояние здоровья, на наблюдаемые возрастные различия.
Важно также рассмотреть возможность использования более разнообразных задач для оценки ToM, включая те, которые сосредоточены на более тонких аспектах понимания ментальных состояний. Исследование взаимосвязи между нарративным дискурсом и ToM может быть расширено путем анализа других аспектов повествования, таких как использование метафор, юмора или сарказма, которые требуют более сложного социального и когнитивного понимания.
Заключение
В заключение, данное исследование демонстрирует, что здоровое старение сопровождается изменениями в нарративном дискурсе, включая снижение скорости речи, лексической информативности и описания эмоций. Навыки Теории разума (ToM), как когнитивные, так и аффективные, также ухудшаются с возрастом. Обнаруженная взаимосвязь между нарративными характеристиками и ToM подчеркивает важность комплексного подхода к изучению когнитивных и социальных аспектов старения. Понимание этих изменений может помочь в разработке более эффективных стратегий поддержки и улучшения качества жизни пожилых людей.
Методология
Участники
В исследовании приняли участие 90 человек, разделенных на три возрастные группы: молодые взрослые (18–30 лет), пожилые взрослые (60–75 лет) и очень пожилые взрослые (75+ лет). Все участники прошли скрининг на отсутствие неврологических и психических расстройств, а также нарушений слуха и зрения, которые могли бы повлиять на выполнение задач. Уровень формального образования также учитывался в анализе.
Материалы и процедуры
Участникам предлагалось выполнить задание по созданию нарративного дискурса, рассказывая истории по серии картинок. Речевые образцы анализировались с использованием многоуровневого дискурсивного анализа. Для оценки навыков ToM использовались стандартизированные тесты, включая Strange Stories task (для когнитивной ToM) и Reading the Mind in the Eyes Test (RMET) (для аффективной ToM).
Статистический анализ
Для анализа данных использовались линейные регрессионные анализы, корреляционный анализ и многомерное шкалирование (PCA). Уровень значимости был установлен на p < 0,05. Была проведена апостериорная оценка мощности исследования (G*Power), которая показала высокую мощность (1–β = 0,98) при заданных параметрах. Надёжность межэкспертной оценки подтверждена с помощью каппа-статистики.
Ссылки
Данные доступны по ссылке: https://osf.io/z5q9n/?view_only=cf0fada3e5b64fd88ccad1317f2f2c93.
Финансирование и авторство
Исследование поддержано грантом PRIN 2022 (Prot. n. 2022CZF8KA). Авторы выражают благодарность за помощь в редактировании текста (ChatGPT) и подтверждают, что вся научная ответственность лежит на них. Контактная информация авторов предоставлена для связи.
Права и лицензирование
Статья распространяется под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License. Для использования материалов статьи в коммерческих целях или создания производных работ требуется разрешение правообладателя.