
Интересное сегодня
Музыка и осознанность: Как музыкальная медитация помогает в ...
Потенциал музыкальной медитации для терапии Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Йе...
Как гиперфокус при СДВГ влияет на отношения: плюсы, минусы и...
Что такое гиперфокус при СДВГ в отношениях Гиперфокус при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперакт...
Научное разоблачение мифа о правом полушарии: как на самом д...
Креативность — это не только правое полушарие Десятилетиями считалось, что креативность — это функци...
Как акустические характеристики инструментальных саундтреков...
Введение Музыка может вызывать сильные эмоции у слушателей. Однако роль инструментальной музыки (муз...
Доверие к качественным данным: критерии и методы обеспечения...
Доверие к качественным данным в исследованиях Доверие в качественных исследованиях аналогично концеп...
Исследование связи между соотношением мочевой кислоты и липо...
Введение Депрессия является одним из самых распространенных и тяжелых заболеваний в мире, привлекая ...
Что такое психология развития?
Психология развития — это научный подход, который изучает рост, изменения и постоянство на протяжении всей жизни человека. Эта дисциплина исследует, как мышление, эмоции и поведение меняются от рождения до старости.
Большинство теорий в этой области сосредоточены на детстве, так как именно в этот период происходят наиболее значительные изменения.
Психологи развития изучают широкий спектр областей, включая биологические, социальные, эмоциональные и когнитивные процессы.
Хотя эмпирические исследования долгое время доминировали в западных культурах (Северная Америка и Европа), с 1980-х годов японские исследователи也开始 вносить значительный вклад в эту область.
Ключевые термины
- Созревание — естественный процесс развития, обусловленный генетикой, который приводит к физическому, поведенческому и психологическому росту независимо от обучения или опыта.
- Идиографический подход — фокусируется на уникальных индивидуальных различиях в опыте или поведении, часто используя качественные методы.
- Нормативное развитие — типичная последовательность и сроки достижения ключевых этапов развития, характерные для большинства людей в популяции.
Цели психологии развития
Согласно Baltes, Reese и Lipsitt (1980), психология развития преследует три основные цели:
- Описание развития — изучение как типичных паттернов изменений (нормативное развитие), так и индивидуальных вариаций (идиографическое развитие).
- Объяснение изменений — поиск причин, лежащих в основе наблюдаемых процессов.
- Оптимизация развития — применение теорий для помощи людям в реальных ситуациях (например, формирование надежной привязанности между родителями и детьми).
Непрерывность vs. Прерывность в развитии
Два основных подхода к пониманию развития:
Непрерывность
Сторонники этого взгляда считают, что развитие — это плавный и постепенный процесс накопления навыков, где каждый этап естественно перетекает в следующий. Дети становятся более умелыми в мышлении, речи и действиях так же, как они растут в высоту.
Прерывность
Эта точка зрения рассматривает развитие как серию резких изменений, разделенных на качественно разные этапы. Теоретики, такие как Жан Пиаже и Эрик Эриксон, утверждают, что дети проходят четко выраженные стадии, каждая из которых характеризуется новыми способностями.
Стабильность vs. Изменение
Стабильность подразумевает, что черты личности, проявившиеся в младенчестве, сохраняются на протяжении всей жизни. Например, общительный ребенок, скорее всего, станет общительным взрослым.
Изменение предполагает, что личность может меняться под влиянием опыта, образования или травм. Это свойство называется пластичностью. Например, исследования Rutter (1981) показали, что мрачные дети из детских домов могут стать жизнерадостными в любящих приемных семьях.
Природа vs. Воспитание
Этот классический спор касается относительного вклада:
- Природы (генетика, биологическое созревание)
- Воспитания (влияние среды, обучение через опыт)
Для изучения этого вопроса используются:
- Исследования близнецов (сравнение однояйцевых и разнояйцевых)
- Исследования усыновленных детей (сравнение с биологическими и приемными родителями)
Исторические истоки
Психология развития как наука сформировалась после промышленной революции, когда потребность в образованной рабочей силе привела к социальному конструированию детства как отдельного этапа жизни.
Первые систематические исследования провел Чарльз Дарвин (1877), наблюдая за своим сыном. Однако официальным началом дисциплины считается 1882 год, когда Вильгельм Прейер опубликовал книгу «Душа ребенка».
В XX веке наибольший вклад внесли:
- Жан Пиаже (когнитивное развитие)
- Лев Выготский (социально-культурная теория)
- Джон Боулби (теория привязанности)