Интересное сегодня
Нарушение восприятия оси тела после инсульта: роль височной ...
Введение в нейроанатомию пространственного восприятия тела Продольная ось тела играет фундаментальну...
Исследование причинной роли моторных областей мозга в воспро...
Человек имеет врожденную склонность двигаться в такт музыке, но нейронные механизмы, лежащие в основ...
Эффективные стратегии управления хронической болью через эмо...
Введение в проблему хронической боли Согласно новому исследованию, проведенному Университетом Нового...
Психологические бустеры для борьбы с дезинформацией
Введение Новое исследование доказало, что нацеленные психологические интервенции могут значительно у...
Социальная поддержка и психологическая устойчивость: как они...
Введение Психологическая устойчивость (psychological resilience, BCRS) и воспринимаемая социальная п...
Удовлетворенность жизнью родителей до и после преждевременны...
Введение в исследование удовлетворенности жизнью родителей Настоящее исследование проверило, являетс...
Исследование персистентности двигательно-когнитивных нарушений торможения у детей с расстройством координации развития (ДЦР): лонгитюдная перспектива
Целью данного лонгитюдного исследования было изучение того, как выполнение задачи достижения двойного прыжка (DJRT) меняется в зависимости от уровня тормозной нагрузки у детей (6–12 лет) с тяжелыми и умеренными формами расстройства координации развития (sDCD и mDCD соответственно) по сравнению с типично развивающимися детьми (TDC). Мы протестировали 20 детей с sDCD, 43 ребенка с mDCD и 192 типично развивающихся ребенка (TDC), разделенных на младшие (6–8 лет) и старшие (9–12 лет) возрастные группы в рамках каждой моторной группы. Дети были протестированы дважды, второй раз после 1-летнего наблюдения, с использованием двух версий DJRT: стандартной (DJRT) и задачи противоположного прыжка (AJRT).
Методология исследования
Стимулы для каждой задачи появлялись на 42-дюймовом сенсорном экране с центральной домашней базой и тремя целевыми локациями при −20°, 0° и 20°, расположенными на 40 см выше домашней базы. В задаче DJRT дети поднимали указательный палец от домашней базы к отображаемой цели; 80% проб были без прыжка (к центральной цели), а 20% — с прыжком, когда цель смещалась влево или вправо при отрыве пальца. В задаче AJRT они вместо этого указывали на контралатеральную (противоположную) локацию в пробах с противоположным прыжком. Разница во времени движения (MTdiff) измеряла временной интервал между пробами с прыжком/противоположным прыжком и пробами без прыжка.
Результаты для стандартной задачи достижения (DJRT)
Для стандартной задачи DJRT не было обнаружено эффекта моторной группы (т.е. существенных различий между детьми с sDCD, mDCD и TDC). Однако было замечено, что старшие дети (9–12 лет) быстрее адаптировались к изменению цели в прыжковых пробах, демонстрируя лучшую когнитивно-моторную координацию с возрастом.
Результаты для задачи противоположного прыжка (AJRT)
В задаче AJRT, которая требует более сложного тормозного контроля и точной координации движений, результаты оказались более показательными. Группа детей с sDCD (тяжелая форма расстройства координации развития) постоянно показывала более медленное время выполнения и имела значительно больший показатель MTdiff по сравнению как с группой mDCD (умеренная форма), так и с группой TDC, независимо от возраста. Это указывает на стойкие трудности в области тормозного контроля у детей с тяжелой формой ДЦР.
Ключевые выводы исследования
Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на улучшение когнитивно-моторной связи с возрастом у детей с расстройством координации развития (ДЦР) в целом, дети с тяжелой формой ДЦР (sDCD) испытывают стойкие трудности с двигательно-когнитивным торможением. Это говорит о необходимости целенаправленной терапии и поддержки для данной группы детей.
Детали исследования
Участники: 20 детей с sDCD, 43 ребенка с mDCD и 192 типично развивающихся ребенка (TDC).
Возраст участников: от 6 до 12 лет, разделены на младшие (6–8 лет) и старшие (9–12 лет) группы.
Период наблюдения: 1 год.
Используемые задачи:
- DJRT (Double Jump Reaching Task): стандартная задача достижения цели.
- AJRT (Anti-Jump Reaching Task): задача достижения противоположной цели, требующая торможения.
Оборудование: 42-дюймовый сенсорный экран.
Измеряемый показатель: Разница во времени движения (MTdiff) – время между прыжковыми/противоположными прыжковыми пробами и пробами без прыжка.
Значение результатов
Данное исследование имеет важное значение для понимания долгосрочных последствий расстройства координации развития. Оно подчеркивает, что тормозные функции могут быть особенно уязвимы у детей с ДЦР, и эти трудности могут сохраняться с возрастом, особенно при более тяжелых формах расстройства. Результаты могут способствовать разработке более эффективных диагностических инструментов и реабилитационных программ, направленных на улучшение двигательно-когнитивной интеграции и тормозного контроля у детей с ДЦР.
Источники данных и ссылки
Данные, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, доступны от соответствующего автора по разумному запросу.
Благодарности
Мы хотели бы поблагодарить детей, школьных учителей и родителей за их вклад в это исследование.
Финансирование
Завершение данного исследования и рукописи было поддержано финансированием, присужденным П.У. по схеме Чешского научного фонда (GACR EXPRO: 2115728X). Источник финансирования не играл роли в дизайне исследования, сборе, анализе и интерпретации данных, написании отчета и принятии решения о представлении статьи к публикации.
Авторы и их вклад
Авторы: Реза Абдоллахипур, Людвик Вальтр, Камила Банатова, Лючия Бизовка, Томаш Кляйн, Зденек Свобода и Питер Уилсон.
Авторские учреждения:
- Кафедра естественных наук в кинантропологии, Факультет физической культуры, Университет Палацкого в Оломоуце, Оломоуц, Чешская Республика
- Кафедра педагогических и образовательных наук, Институт поведенческих наук, Университет Радбуда, Неймеген, Нидерланды
- Австралийский католический университет, Мельбурн, Австралия
Вклад авторов:
- Концептуализация, методология, управление проектом: RA, LV, KB, LB, TK, ZS, PW
- Формальный анализ: RA, LV, PW
- Надзор: RA, ZS, PW
- Визуализация: RA, LV, KB, LB, TK, ZS, PW
- Интерпретация результатов: BS
- Курирование данных, исследование, написание черновика, обзор и редактирование: Все авторы
Корреспондирующий автор: Реза Абдоллахипур.
Декларации об этике
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Дополнительная информация
Заявление издателя: Springer Nature остается нейтральной в отношении юрисдикционных претензий в опубликованных картах и институциональных принадлежностях.
Права и разрешения
Открытый доступ: Эта статья лицензирована в соответствии с Международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0, которая разрешает использование, обмен, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или в любом формате, при условии, что вы должным образом укажете автора(ов) и источник, предоставите ссылку на лицензию Creative Commons и укажете, были ли внесены изменения. Изображения или другие материалы третьих сторон, включенные в эту статью, находятся под лицензией Creative Commons статьи, если иное не указано в сноске к материалу. Если материал не включен в лицензию Creative Commons статьи, и предполагаемое вами использование не разрешено законодательством или превышает разрешенное использование, вам потребуется получить разрешение напрямую от владельца авторских прав. Чтобы просмотреть копию этой лицензии, посетите http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/.
Цитирование статьи
Abdollahipour, R., Valtr, L., Banátová, K. et al. Persistence of motorcognitive inhibition deficits in children with developmental coordination disorder (DCD): a longitudinal perspective. Sci Rep (2025). https://doi.org/10.1038/s41598025284749