
Интересное сегодня
Определение размера выборки в байесовском анализе для продол...
Введение Важной частью планирования эксперимента является определение необходимого размера выборки д...
Как Найти Счастье: Советы от Профессора Позитивной Психологи...
Наш поиск счастья часто бывает ошибочным. К такому выводу пришла Юдит Манглесдорф, пионер позитивной...
Почему партнёры иногда чувствуют себя одинокими: исследовани...
Обновление статуса: ситуационная свобода От публичных заявлений до описаний в приложениях для знаком...
Как невротизм влияет на удовлетворенность отношениями: роль ...
Невротизм, черта личности, связанная с эмоциональной нестабильностью, беспокойством и перепадами нас...
Опасение прогрессирования у пациентов с обструктивным апноэ ...
Введение Обструктивный синдром апноэ-гипопноэ во сне (ОСАГС) представляет собой распространенное рас...
Исследование депрессии и чувствительности к вознаграждению у...
Депрессия у подростков связана с неблагоприятными краткосрочными и долгосрочными последствиями, таки...
Введение
Современные организации ожидают от сотрудников проактивности — самостоятельного развития навыков, инициативы и изменения рабочей среды для достижения целей. Исследования подтверждают ценность такого поведения для компаний, но вопрос о том, как его стимулировать, остается открытым. Одним из ключевых факторов считается поведение лидеров.
Ролевое моделирование в лидерстве
Лидеры, обладая высоким статусом и влиянием, становятся ролевыми моделями для сотрудников. Теория социального обучения (Альберт Бандура, 1977) предполагает, что люди перенимают поведение, наблюдая за значимыми фигурами. Однако эмпирических исследований о том, когда лидеры эффективно моделируют проактивность, недостаточно.
Проактивное поведение на работе
Проактивность определяется как самостоятельное, ориентированное на будущее поведение, направленное на изменения. Она может быть полезна как для сотрудника (карьерный рост), так и для организации (повышение эффективности). Примеры включают инициативу, поиск обратной связи и предложение улучшений.
Роль лидерства
Исследования связывают проактивность сотрудников с поддержкой руководителей, этическим и трансформационным лидерством. Однако результаты неоднозначны: в некоторых случаях поддержка не влияет на проактивность. Здесь мы рассматриваем лидеров как пример для подражания через призму поведенческого заражения.
Три состояния проактивной мотивации
Модель Паркера и коллег (2010) выделяет три компонента мотивации:
- «Энергизированность» (позитивные эмоции) — аффективный компонент, который активирует поведение.
- «Могу» (самоэффективность) — вера в способность успешно действовать.
- «Причина» (ожидания вознаграждения) — оценка потенциальных выгод от проактивности.
Гипотезы исследования
Гипотеза 1: Связь между проактивностью лидера и сотрудника усиливается, если сотрудник испытывает позитивные эмоции.
Гипотеза 2: Самоэффективность сотрудника усиливает влияние лидера.
Гипотеза 3: Ожидания вознаграждения повышают склонность к подражанию.
Результаты исследований
Исследование 1: Роль позитивных эмоций
В первом исследовании (N=98) подтвердилась Гипотеза 1: сотрудники с позитивным настроением чаще перенимали проактивность лидеров. Анализ показал значимое взаимодействие между проактивностью лидера и эмоциями сотрудника.
Исследование 2: Все три состояния мотивации
Во втором исследовании (N=180) реплицировался эффект позитивных эмоций. Однако самоэффективность, вопреки ожиданиям, ослабляла влияние лидера: менее уверенные сотрудники чаще подражали. Ожидания вознаграждения не показали значимого эффекта, но трехфакторный анализ выявил, что оба фактора (ожидания и эмоции) вместе усиливают проактивность.
Обсуждение
Результаты показывают, что лидеры действительно могут вдохновлять сотрудников на проактивность, но это зависит от их мотивационного состояния. Позитивные эмоции облегчают подражание, а высокая самоэффективность, напротив, снижает потребность в ролевом моделировании. Практические рекомендации включают создание позитивной атмосферы и поддержку сотрудников с низкой уверенностью.
Ограничения
- Использование самоотчетов может влиять на результаты.
- Небольшие выборки требуют дальнейшей репликации.
- Перекрестный дизайн не позволяет установить причинно-следственные связи.