
Интересное сегодня
Как жара влияет на настроение: глобальное исследование эмоци...
Глобальное исследование влияния экстремальной жары на эмоции Крупномасштабное глобальное исследован...
Как непереносимость неопределенности влияет на мышление при ...
Введение в расстройство аутистического спектра и теорию двойного процесса Расстройство аутистическог...
Как возрастная потеря слуха влияет на пространственное внима...
Пространственное слуховое внимание и возраст Интерес к тому, как старение влияет на внимание, сущест...
Различия в синхронизации ЭЭГ у пациентов с афазией после инс...
Влияние инсульта на когнитивные функцииИнсульт является третьей по распространенности причиной смерт...
Разгадка эффекта бубакики: как звуки связаны с формой объект...
Введение Одним из центральных свойств естественных языков является произвольность знака: звучание сл...
Психологическое состояние и социальная адаптация пациентов с...
Введение Травма спинного мозга (ТСМ) чаще всего возникает в результате дорожно-транспортных происшес...
Введение
Через опыт люди учатся связывать свои действия с их последствиями, включая понимание того, какие действия в каких ситуациях приносят пользу или убытки. Например, после многократных проб человек может определить, сколько приправы ему нравится в пасте, на каких этажах парковки есть свободные места в выходные или какой тип поста в социальных сетях получает больше всего вовлеченности. Такой тип обучения можно смоделировать с использованием обучения с подкреплением (Reinforcement Learning, RL), которое формализует связь между ожидаемыми и фактическими вознаграждениями через ошибку предсказания вознаграждения (Reward Prediction Error, RPE).
Роль социального контекста в обучении
Хотя исследования обучения с подкреплением традиционно рассматривали вознаграждения как фиксированные (вознаграждение vs. его отсутствие), в последние годы растет интерес к изучению влияния социального контекста на процесс оценки. Например:
- Социальный контекст может служить источником информации для обучения, включая наблюдательное обучение.
- Социальные взаимодействия сами по себе могут выступать в роли вознаграждения или наказания (например, улыбка или положительная обратная связь).
- Восприятие характеристик других людей (таких как теплота и компетентность) влияет на то, как люди оценивают распределение ресурсов.
Методы исследования
В трех исследованиях участники выполняли компьютерную задачу, где им нужно было научиться связывать определенные действия (нажатия кнопок) с вознаграждениями, которые распределялись между ними и другим человеком. Ключевые манипуляции включали:
- Тип неравенства: участники получали либо большую (выгодное неравенство), либо меньшую (невыгодное неравенство) долю вознаграждения.
- Идентичность партнера: перед каждым блоком заданий участникам сообщали профессию человека, с которым они делили вознаграждение (например, «медсестра»).
- Когнитивная нагрузка: в третьем исследовании количество стимулов было уменьшено, чтобы снизить нагрузку на рабочую память.
Результаты
Основные выводы исследований:
Участники учились хуже в условиях невыгодного неравенства, даже когда общее вознаграждение для них оставалось неизменным. Это указывает на то, что социальное сравнение играет ключевую роль в процессе обучения.
Обсуждение
Результаты показывают, что неравенство в распределении вознаграждений влияет на обучение «абсолютно», а не относительно. Это означает, что невыгодное неравенство снижает ценность вознаграждений даже без сравнения с выгодными условиями. Кроме того, восприятие теплоты и компетентности партнера оказывает более систематическое влияние на обучение при сниженной когнитивной нагрузке.
Ограничения
Исследование имеет несколько ограничений:
- Вознаграждения были гипотетическими, что может снижать силу эффектов.
- Участники — молодые взрослые из США, что ограничивает обобщаемость результатов.