
Интересное сегодня
Связь функциональной активности сети значимости с самооблада...
Связь функциональной активности сети значимости с самообладанием Взаимодействие сети значимости с це...
Гиперфиксация при СДВГ: что это, признаки и как управлять
Гиперфиксация при СДВГ: что это? Гиперфиксация при СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивност...
Антропоморфизм и его влияние на стратегии охраны природы
Антропоморфизм — приписывание человеческих качеств животным — давно оказывает влияние на то, какие в...
Как работают антидепрессанты: ключевые биологические пути ре...
Почему одни люди реагируют на антидепрессанты, а другие — нет? Этот вопрос давно волнует клиницистов...
Факторы риска и взаимосвязь между слабостью, падениями и пси...
Введение Глобальная демографическая ситуация претерпевает значительные изменения: доля пожилых людей...
Как точность приземления влияет на высоту прыжка: исследован...
Компромисс скорости и точности в движениях тела Связь между скоростью и точностью — фундаментальный ...
Введение
Через опыт люди учатся связывать свои действия с их последствиями, включая понимание того, какие действия в каких ситуациях приносят пользу или убытки. Например, после многократных проб человек может определить, сколько приправы ему нравится в пасте, на каких этажах парковки есть свободные места в выходные или какой тип поста в социальных сетях получает больше всего вовлеченности. Такой тип обучения можно смоделировать с использованием обучения с подкреплением (Reinforcement Learning, RL), которое формализует связь между ожидаемыми и фактическими вознаграждениями через ошибку предсказания вознаграждения (Reward Prediction Error, RPE).
Роль социального контекста в обучении
Хотя исследования обучения с подкреплением традиционно рассматривали вознаграждения как фиксированные (вознаграждение vs. его отсутствие), в последние годы растет интерес к изучению влияния социального контекста на процесс оценки. Например:
- Социальный контекст может служить источником информации для обучения, включая наблюдательное обучение.
- Социальные взаимодействия сами по себе могут выступать в роли вознаграждения или наказания (например, улыбка или положительная обратная связь).
- Восприятие характеристик других людей (таких как теплота и компетентность) влияет на то, как люди оценивают распределение ресурсов.
Методы исследования
В трех исследованиях участники выполняли компьютерную задачу, где им нужно было научиться связывать определенные действия (нажатия кнопок) с вознаграждениями, которые распределялись между ними и другим человеком. Ключевые манипуляции включали:
- Тип неравенства: участники получали либо большую (выгодное неравенство), либо меньшую (невыгодное неравенство) долю вознаграждения.
- Идентичность партнера: перед каждым блоком заданий участникам сообщали профессию человека, с которым они делили вознаграждение (например, «медсестра»).
- Когнитивная нагрузка: в третьем исследовании количество стимулов было уменьшено, чтобы снизить нагрузку на рабочую память.
Результаты
Основные выводы исследований:
Участники учились хуже в условиях невыгодного неравенства, даже когда общее вознаграждение для них оставалось неизменным. Это указывает на то, что социальное сравнение играет ключевую роль в процессе обучения.
Обсуждение
Результаты показывают, что неравенство в распределении вознаграждений влияет на обучение «абсолютно», а не относительно. Это означает, что невыгодное неравенство снижает ценность вознаграждений даже без сравнения с выгодными условиями. Кроме того, восприятие теплоты и компетентности партнера оказывает более систематическое влияние на обучение при сниженной когнитивной нагрузке.
Ограничения
Исследование имеет несколько ограничений:
- Вознаграждения были гипотетическими, что может снижать силу эффектов.
- Участники — молодые взрослые из США, что ограничивает обобщаемость результатов.