Интересное сегодня
Как семейный стресс влияет на психическое здоровье детей во ...
Как семейный стресс передаётся через поколения Представьте себе подростка, который наблюдает, как е...
Как временное давление влияет на когнитивный контроль: анали...
Введение Lee et al. (2025) оценивали производительность в задаче когнитивного контроля в зависимости...
Проблемы кормления у детей: диагностика, методы оценки и стр...
Развитие процессов кормления и глотания у детей Формирование навыков кормления и глотания происходит...
Распространенность выгорания и его детерминанты среди индоне...
Введение Выгорание среди медсестер является серьезной проблемой, которая может привести к снижению у...
Влияние физической активности на одиночество у студентов: ме...
Введение Физическое и психическое здоровье студентов становится все более важной темой для обществен...
Как трансформационное лидерство влияет на инновационное пове...
Введение Рост творческих подходов к улучшению процедур и созданию привлекательных решений рабочих пр...
Детское воспитание как фундамент психического здоровья: как ранний опыт формирует риск психоза во взрослом возрасте
Представьте, что у вас есть некий план, своего рода чертеж, который определяет, как будет выглядеть ваш взрослый мир. Для многих людей этот фундаментальный план создается в детстве, и основными «архитекторами» этого плана выступают их главные опекуны. То, как родители взаимодействуют со своими детьми, какие неуловимые акты критики, контроля или пренебрежения они совершают, может заложить основу того, как ребенок будет формировать отношения с другими людьми и как он будет воспринимать самого себя спустя годы, уже во взрослой жизни.
Но может ли этот ранний опыт, порой незаметный, оказывать тихое, но существенное влияние на предрасположенность к развитию такого серьезного психического расстройства, как психоз, во взрослом возрасте? Именно этот вопрос стал предметом нового научного исследования, которое применило метод последовательного медиационного анализа для получения более глубокого понимания.
Исследователи вышли за рамки простого изучения тяжелых детских травм, чтобы более детально изучить нюансы воздействия различных стилей родительского поведения. Их главной целью было проследить и картировать последовательную цепочку событий: стиль воспитания → стиль привязанности → глубинные схемы → симптомы психоза во взрослом возрасте.
Строгая мать критикует маленькую дочь за рисунки.
Ключевые выводы исследования:
- Стили воспитания в детстве оказывают значительное влияние на развитие симптомов психоза у взрослых.
- Эта связь представляет собой своего рода «цепную реакцию»: сначала формируются небезопасные стили привязанности, которые, в свою очередь, приводят к глубоко укоренившимся негативным схемам (основным убеждениям) о себе и других людях.
- Агрессивное или чрезмерно контролирующее воспитание связано с тревожным или дезорганизованным стилем привязанности. В то же время, безразличное (пренебрежительное) воспитание связано с избегающим стилем привязанности.
- Полученные данные подчеркивают важность терапевтических подходов, фокусирующихся на привязанности и глубинных негативных убеждениях, для людей, переживающих психоз.
Картирование «эффекта домино» до психоза
В ходе исследования были опрошены 132 взрослых, имевших опыт переживания психоза. Участники исследования предоставили информацию о стилях воспитания, которые применяли их опекуны, об их собственном взрослом стиле привязанности, о своих глубинных убеждениях (схемах) и о частоте проявления симптомов психоза.
Основная задача заключалась в том, чтобы определить, действуют ли стили привязанности и схемы как «последовательные медиаторы». Попробуйте представить это как цепочку падающих домино: стиль воспитания родителя (первое домино) не приводит к появлению симптомов (последнее домино) напрямую. Вместо этого, он опрокидывает следующее домино — стиль привязанности, который, в свою очередь, опрокидывает домино глубинных схем, и только затем происходит финальный удар, вызывающий симптомы.
Различные пути от родительского стиля к психозу
Исследование выявило два отчетливых пути, демонстрирующих, как конкретный тип неблагоприятного воспитания определяет последующий стиль привязанности и, в конечном итоге, ведет к развитию симптомов психоза.
Путь, проложенный насилием и контролем
Когда участники сообщали о пережитом насилии или чрезмерном контроле со стороны родителей — таких поведенческих проявлениях, как словесное или физическое насилие, гиперопека или излишняя критика — наблюдался специфический «эффект домино».
Такой стиль воспитания с высокой степенью предсказуемости коррелировал с развитием тревожного или дезорганизованного стиля привязанности. Тревожный стиль привязанности характеризуется постоянным страхом быть покинутым и потребностью в постоянном подтверждении близости. Дезорганизованный стиль привязанности, в свою очередь, является реакцией на ситуацию, когда родитель выступает одновременно и как источник безопасности, и как источник страха, что приводит к внутреннему конфликту и дезорганизованному поведению.
Этот тревожный или дезорганизованный стиль привязанности затем способствовал развитию негативных схем — то есть, глубоко укоренившихся негативных убеждений о себе и о других людях. Эти убеждения могут включать в себя идеи о собственной никчемности, ненадежности других, или о том, что мир является опасным местом.
Наконец, эта комбинация (негативные стили привязанности и глубинные схемы) полностью опосредовала связь с более высокой частотой позитивных и негативных симптомов психоза во взрослом возрасте. Важно отметить, что прямая связь между агрессивным/чрезмерно контролирующим воспитанием и симптомами психоза сама по себе оказалась статистически незначимой. Это подчеркивает, что вред наносится не только самим фактом неблагоприятного действия, но и через внутренние психологические механизмы — стиль привязанности и схемы — которые это действие порождает.
Путь безразличия и пренебрежения
Отдельный путь был выявлен у тех, кто испытал безразличное воспитание, связанное с детским пренебрежением. Примерами такого поведения могут служить ситуации, когда родители «забывали» о ребенке или «часто оставляли его одного».
Это безразличие значительно предсказывало развитие избегающего стиля привязанности. Этот стиль характеризуется стремлением избегать эмоциональной близости, трудностью в установлении глубоких доверительных отношений и предпочтением независимости.
Далее, этот избегающий стиль привязанности открывал дорогу к развитию негативных схем. Подобно предыдущему пути, эти негативные убеждения касались собственного «Я», других людей и мира в целом.
В свою очередь, эта последовательная цепочка (безразличное воспитание → избегающая привязанность → негативные схемы) полностью опосредовала взаимосвязь, приводя к более высокой частоте как позитивных, так и негативных симптомов психоза.
Результаты исследования оставались последовательными независимо от того, исходило ли неблагоприятное воспитание от матери или от отца.
Почему это важно: Переписывая чертеж в терапии
Полученные данные создают мост между ранним жизненным опытом и серьезными проблемами психического здоровья. Они раскрывают сложный психологический механизм, посредством которого раннее воспитание тонко формирует взрослую уязвимость.
Исследование подчеркивает, что путь к психозу не является единственным; различные типы неблагоприятного воспитания создают различные уязвимости, требующие индивидуализированных подходов.
Для клиницистов:
Исследование убедительно доказывает необходимость явного включения теории привязанности и техник, ориентированных на работу со схемами, в психологические терапии для лечения психоза. Примером такой терапии является Когнитивно-поведенческая терапия психоза (КПТп - Cognitive Behavioural Therapy for Psychosis, CBTp).
Человек, страдающий психозом, может получить значительную пользу от выявления своих маладаптивных схем (негативных глубинных убеждений) с целью разработки стратегий для укрепления более адаптивных схем. Техники, ориентированные на привязанность, такие как использование образов безопасной привязанности (secure attachment imagery), которые уже продемонстрировали многообещающие результаты в снижении паранойи, могут напрямую работать с уязвимым стилем привязанности.
Для родителей и семей:
Это исследование подчеркивает глубокое, долгосрочное влияние даже тонких, не связанных с явной травмой стилей воспитания, таких как безразличие или чрезмерный контроль. Оно подкрепляет призывы к раннему вмешательству и финансированию программ для родителей — таких как «Круг безопасности» (Circle of Security) или «Triple P» — чтобы помочь родителям способствовать формированию безопасных стилей привязанности у своих детей, потенциально снижая риск последующих проблем с психическим здоровьем.
Последовательные результаты как для материнского, так и для отцовского воспитания также подчеркивают необходимость оказания поддержки отцам и всем опекунам.
Подводя итог, можно сказать, что взаимосвязь между ранним уходом за ребенком и развитием психоза во взрослом возрасте — это последовательная история, разворачивающаяся во времени. Понимание этого процесса позволяет психологам сместить фокус с исключительно симптоматического лечения на помощь людям в переписывании ошибочных психологических «чертежей», созданных в детстве.
Ссылка на исследование:
Akers, N., Taylor, C. D., & Berry, K. (2025). Understanding the relationships between parenting, attachment, schemas and psychosis: A serial mediation analysis. British Journal of Clinical Psychology. https://doi.org/10.1111/bjc.12545