Интересное сегодня
Как развивается специализация мозга на синтаксис и семантику...
Развитие специализации мозга на языкДети рождаются с корой головного мозга, обладающей широкой функц...
Психология зрительного контакта: как наши глаза взаимодейств...
Введение То, что люди делают чаще всего, исследуется психологическими науками меньше всего. Один при...
Как ваше лицо может стать новым жизненным показателем?
Введение Недавно исследование, опубликованное в журнале The Lancet Digital Health, представил...
Нарушение восприятия оси тела после инсульта: роль височной ...
Введение в нейроанатомию пространственного восприятия тела Продольная ось тела играет фундаментальну...
Влияние виртуальных конечностей на ощущение владения телом: ...
Эффекты виртуальных конечностей на время возникновения и продолжительность иллюзорного владения тело...
Как предвзятость к искусству ИИ повышает ценность человеческ...
Введение в проблему оценки искусства ИИ Современный арт-рынок, по保守енным оценкам, представляет собой...
Введение
Медицинские работники постоянно сталкиваются с условиями высокого риска и давления во время повторяющихся глобальных кризисов здравоохранения (например, пандемий COVID-19, H1N1) и стихийных бедствий (например, землетрясений). Эти условия обычно характеризуются ограниченностью ресурсов, организационной нестабильностью и чрезмерными рабочими нагрузками [1,2,3,4]. Эти экстремальные стрессоры вызвали глобальный кризис психического здоровья среди медицинских работников, о чем свидетельствуют заметно повышенные показатели выгорания, посттравматического стрессового расстройства, депрессии и тревожных расстройств [5,6,7]. В Китае распространенность выгорания среди медицинских работников колеблется от 66,5% до 87,8%, что указывает на серьезную проблему профессионального здоровья. Длительное воздействие эмоционального истощения, насилия на рабочем месте и конфликтов ролей способствует психологической нагрузке, характеризующейся кумулятивной травмой [8,9,10]. Психологические последствия часто проявляются в виде острого страха, постоянного чувства беспомощности или глубокого отчаяния, особенно после критических инцидентов, включая смертность пациентов, неблагоприятные медицинские события или насилие на рабочем месте [11]. Эти факторы привели к развитию хронической психологической травмы и эмоциональной усталости у многих медицинских работников, что делает необходимым изучение механизмов психологического восстановления и стойкости [12,13,14].
Помимо смягчения стресса, вызванного травмой, посттравматический рост (ПТР) способствует позитивным эмоциональным состояниям и укрепляет способность к совладанию у людей [15]. Следовательно, рост медицинских работников в травмирующих условиях может постепенно вступать в силу через изменения в их внутренних психологических механизмах, включая стойкость, системы убеждений и адаптивную когнитивную обработку. Поэтому тщательное изучение того, как медицинские работники развиваются в ответ на устойчивую профессиональную травму, имеет решающее значение для понимания того, как кумулятивный стресс формирует их способность к посттравматическому росту. Дальнейшие исследования необходимы для выяснения психологических механизмов, которые стимулируют посттравматический рост, способствуют реконструкции личных психологических ресурсов и убеждений, а также определению ключевых факторов, способствующих самонаправленному росту в условиях высокого профессионального стресса. Развитие этого направления исследований имеет значительные последствия для укрепления психологического благополучия медицинских работников, совершенствования организационных систем поддержки и повышения их готовности к будущим событиям с высоким воздействием, включая крупномасштабные чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения [16]. Таким образом, медицинские работники сталкиваются со значительным профессиональным выгоранием в хронически напряженных и травмирующих условиях труда, в то время как посттравматический рост может служить прорывом для облегчения их психологического истощения. Данное исследование поэтому стремится изучить психологические пути, связывающие профессиональное выгорание и посттравматический рост, с особым акцентом на опосредующую роль психологической стойкости и позитивных установок к стрессу.
Выгорание и посттравматический рост
Посттравматический рост
Посттравматический рост концептуализируется как позитивная психологическая трансформация, которая может произойти, когда люди пытаются справиться с очень сложными или травмирующими жизненными событиями [17,18,19]. Он относится к позитивным психологическим изменениям, которые люди претерпевают после борьбы с травмирующими событиями или ситуациями, возникающими в результате их борьбы с этими событиями [20, 21]. Эти изменения не вызваны напрямую самими травмирующими событиями, а возникают в результате борьбы индивида с этими событиями. Посттравматический рост обычно концептуализируется по пяти измерениям: appreciation of life (AL) — признательность жизни, personal strength (PS) — личная сила, new possibilities (NP) — новые возможности, relating to others (RO) — отношения с другими, и spiritual change (SC) — духовные изменения, отражающие многомерный рост в ценностях, восприятии и отношениях. В то время как существующие исследования в основном сосредоточены на посттравматическом росте среди выживших после стихийных бедствий или острых заболеваний, ограниченное внимание уделялось медицинским работникам, которые сталкивались с длительным и кумулятивным воздействием травмы во время пандемии COVID-19 и других кризисов в области здравоохранения [22,23,24,25,26].
Профессиональное выгорание
Профессиональное выгорание относится к психологическому синдрому чрезмерного физического и психического потребления и истощения энергии, вызванного длительной стрессовой рабочей средой с высокими требованиями к работе и низким уровнем ресурсов [17, 27]. Оно включает в себя три измерения: эмоциональное истощение, цинизм и низкое чувство достижения, причем эмоциональное истощение является основным компонентом [28]. Очевидно, что при распространенности около 50% медицинские работники относятся к профессиональным группам, которые особенно часто страдают от профессионального выгорания [29]. Модель «Требования-ресурсы труда» (Job Demands-Resources, JDR) предоставляет теоретическую основу для объяснения возникновения профессионального выгорания и его влияния на психологическую адаптацию медицинских работников [3]. Согласно этой модели, рабочие требования истощают энергию, в то время как рабочие ресурсы смягчают стресс и повышают стойкость [30]. Рабочие требования включают факторы, которые требуют постоянных усилий и потребляют физическую и психическую энергию для работы, такие как конфликт между работой и семьей, рабочая нагрузка и т. д. В отличие от этого, рабочие ресурсы относятся к ресурсам, которые могут поддерживать и способствовать физическому и психологическому развитию индивидов, таким как социальная поддержка и положительная обратная связь [3, 31, 32]. Когда рабочие требования хронически превышают имеющиеся ресурсы, люди испытывают психологическое истощение, повышая уязвимость к выгоранию, депрессивным симптомам и снижению способности справляться со стрессом [33, 34]. Высокоинтенсивная и неопределенная рабочая среда, наряду с ресурсными ограничениями, привела к постоянному истощению медицинских работников [15]. Следовательно, профессиональное выгорание может подорвать внутренние психологические ресурсы, необходимые для адаптивной обработки, тем самым препятствуя развитию посттравматического роста у медицинских работников.
Гипотезы
- H1: Профессиональное выгорание отрицательно связано с посттравматическим ростом среди медицинских работников.
Выгорание и посттравматический рост: опосредующая роль психологической стойкости
Психологическая стойкость — это способность человека эффективно адаптироваться и восстанавливаться перед лицом невзгод и стресса [35, 36], являющаяся основным компонентом психологического капитала. Как более широкая конструкция, психологический капитал способствует усилиям людей по поиску смысла, цели и трансформации после невзгод, в конечном итоге повышая их воспринимаемую ценность жизни и благополучие [18, 37,38,39]. Согласно модели JDR, психологическая стойкость — как ключевой рабочий ресурс — отрицательно связана с профессиональным выгоранием и другими психологическими требованиями [40], в то время как положительно коррелирует с адаптивными психологическими результатами в условиях стресса [19, 41]. Психологическая стойкость служит критическим предшественником посттравматического роста, позволяя людям не только восстанавливаться после невзгод, но и превосходить свои предыдущие уровни функционирования в определенных психологических областях после травматического воздействия [42]. Эмпирические исследования последовательно подтверждают положительную связь между психологической стойкостью и посттравматическим ростом, указывая на то, что люди с более высокой стойкостью с большей вероятностью будут конструктивно справляться с травмой и извлекать значимый рост из такого опыта [21, 28, 43]. Соответственно, профессиональное выгорание может подорвать психологическую стойкость у медицинских работников, тем самым ограничивая их способность достигать посттравматического роста.
Гипотеза
- H2: Психологическая стойкость играет опосредующую роль в отношениях между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом среди медицинских работников.
Выгорание и посттравматический рост: опосредующая роль позитивных установок к стрессу
Теория стресса и совладания подчеркивает, что восприятие стресса индивидами и их отношения со стрессом и окружающей средой являются критическими факторами, влияющими на их восприятие и способность справляться [32]. Установки к стрессу относятся к восприятию индивидами влияния стресса на их здоровье (например, позитивные или негативные эффекты) и их способности управлять последствиями стресса. Эти установки включают три типа: позитивные установки к стрессу, негативные установки к стрессу и установки на контролируемость стресса [44]. Особого внимания заслуживают позитивные установки к стрессу, которые относятся к восприятию того, что стресс может иметь стимулирующий или мотивирующий эффект — служа катализатором адаптивного поведения и эмоциональной регуляции, а не просто угрозой [34, 45, 46]. Люди с позитивными установками к стрессу с большей вероятностью будут интерпретировать стрессовые события как вызовы, а не как угрозы, тем самым вовлекаясь в активные, ориентированные на решение проблемы стратегии совладания [36, 37]. Эта система убеждений положительно способствует как результатам психического здоровья, так и поведенческому функционированию под давлением [31]. Люди с позитивными установками к стрессу более эффективно адаптируются к негативным событиям [47, 48]. Следовательно, профессиональное выгорание связано с более низкими позитивными установками к стрессу у медицинских работников, тем самым связанно с более низким посттравматическим ростом.
Гипотеза
- H3: Позитивные установки к стрессу играют опосредующую роль в негативных отношениях между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом среди медицинских работников.
Выгорание и посттравматический рост: цепная опосредующая роль психологической стойкости и позитивных установок к стрессу
Профессиональное выгорание может снижать позитивные установки к стрессу, ослабляя способность медицинских работников переосмысливать и адаптивно управлять травмой. В отличие от этого, психологическая стойкость укрепляет позитивные тенденции совладания и уменьшает дезадаптивные реакции [40, 41, 49]. Как позитивное психологическое качество, психологическая стойкость может уменьшать негативные чувства, повышая успешные убеждения и стратегии совладания [50,51,52]. В стрессовых контекстах люди с высокой психологической стойкостью склонны придерживаться позитивных установок к стрессу, рассматривая стресс как вызов, а не как угрозу, и с большей вероятностью извлекают рост из невзгод [53]. Таким образом, профессиональное выгорание может быть связано с более низким уровнем психологической стойкости и, в свою очередь, с ослабленными позитивными установками к стрессу — вместе отражая потенциальную модель психологического нарушения, которая коррелирует со сниженным посттравматическим ростом среди медицинских работников.
Гипотеза
- H4: Психологическая стойкость и позитивные установки к стрессу играют цепную опосредующую роль между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом среди медицинских работников.
Обзор настоящего исследования
Основываясь на теоретической базе и эмпирических данных, обсуждавшихся выше, настоящее исследование направлено на изучение взаимосвязи между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом среди медицинских работников, а также опосредующих эффектов психологической стойкости и позитивных установок к стрессу.
Методы
Участники
В выборку исследования вошли 1375 китайских медицинских работников в возрасте от 20 до 60 лет. Выборка состояла из 336 мужчин и 1039 женщин, занимающих различные должности: 389 врачей, 112 медицинских техников, 750 медсестер и 124 административных и логистических сотрудника. Распределение по семейному положению: 460 не состоящих в браке, 897 состоящих в браке, 17 разведенных и 1 вдова/вдовец. Уровень образования: 89 человек со средним специальным или ниже, 587 — с дипломом колледжа, 618 — с бакалаврской степенью и 81 — с магистерской степенью или выше.
Анализ мощности Монте-Карло
Анализ мощности Монте-Карло [54] показал, что при 2000 репликациях (20000 выборок Монте-Карло на репликацию) и нашей конечной N = 1375 как простые опосредующие эффекты, так и цепные опосредующие эффекты достигли мощности >0,95 для полной шкалы ПТР и пяти подшкал ПТР.
Процедура
Мы набрали медицинский персонал в двух китайских городах и собрали данные о профессиональном выгорании, посттравматическом росте, психологической стойкости и позитивных установках к стрессу. После получения информированного согласия участники прошли опрос либо через защищенную онлайн-платформу, либо с помощью печатной анкеты. Все англоязычные пункты прошли прямое и обратное переводческое тестирование для обеспечения лингвистической и концептуальной эквивалентности. Сразу после заполнения анкет участники вводили стандартные демографические данные. Данное исследование проводилось в соответствии с Хельсинкской декларацией 1964 года и было одобрено Комитетом по защите прав человека Вэйфанского медицинского университета.
Измерения
Профессиональное выгорание
Для оценки профессионального выгорания участников использовалась 15-пунктовая «Шкала выгорания Маслач-Общий опросник» (Maslach Burnout Inventory-General Survey, MBIGS) [55]. Например: «Работать весь день — это настоящее напряжение для меня», «Я стал менее увлечен своей работой». Шкала использует семибалльную шкалу Лайкерта, от 1 — «никогда» до 7 — «каждый день». Средний балл по всем вопросам, более высокий балл указывал на более высокий уровень профессионального выгорания. В данном исследовании коэффициент альфа Кронбаха для шкалы выгорания составил 0,850.
Посттравматический рост
«Инвентарь посттравматического роста» (Posttraumatic Growth Inventory, PTGI) оценивает позитивные результаты после травмирующих событий [22, 56]. Шкала состоит из 21 пункта, разделенных на пять измерений: Appreciation of Life (признательность жизни) (например, «Я изменил свои приоритеты в отношении того, что важно в жизни»), Personal Strength (личная сила) (например, «Я обнаружил, что я сильнее, чем думал»), New Possibilities (новые возможности) (например, «Я способен лучше распоряжаться своей жизнью»), Relating to Others (отношения с другими) (например, «Я лучше принимаю необходимость нуждаться в других») и Spiritual Change (духовные изменения) (например, «У меня лучшее понимание духовных вопросов»). Шкала использовала семибалльную шкалу от 1 — «Я не испытывал этого изменения в результате моего кризиса» до 7 — «Я испытал это изменение в очень большой степени в результате моего кризиса», где более высокие баллы указывают на больший посттравматический рост. В данном исследовании коэффициент альфа Кронбаха для шкалы PTGI составил 0,959. Коэффициенты альфа Кронбаха для пяти подшкал были: Relating to Others = 0,919 (7 пунктов), New Possibilities = 0,876 (5 пунктов), Personal Strength = 0,881 (4 пункта), Spiritual Change = 0,783 (2 пункта) и Appreciation of Life = 0,540 (3 пункта).
Психологическая стойкость
Психологическая стойкость измерялась с помощью 7 пунктов из «Опросника позитивного психологического капитала» (Positive Psychological Capital Questionnaire, PPQ) (состоящего из 26 пунктов) [46]. PPQ состоит из четырех измерений: самоэффективность, надежда, психологическая стойкость и оптимизм. Мы приняли измерение психологической стойкости, включая такие пункты, как «Я быстро оправляюсь, когда сталкиваюсь с неудачами». Шкала использовала семибалльную шкалу Лайкерта, где 1 = «полностью не согласен» и 7 = «полностью согласен». Средние баллы рассчитывались для всех пунктов, более высокие баллы указывали на более высокие уровни психологической стойкости. В данном исследовании коэффициент альфа Кронбаха для шкалы психологической стойкости составил 0,843.
Позитивные установки к стрессу
Позитивные установки к стрессу измерялись с помощью 4 пунктов из «Шкалы убеждений о стрессе» (Beliefs About Stress Scale, BASS) (состоящей из 15 пунктов) [37]. BASS состоит из трех измерений: позитивные установки к стрессу, негативные установки к стрессу и установки на контролируемость стресса. Было использовано измерение позитивных установок к стрессу, включая такие пункты, как «Стресс делает меня более продуктивным». Шкала использовала семибалльную шкалу Лайкерта, где 1 указывает на «полностью не согласен», а 7 — на «полностью согласен». Средний балл по всем пунктам рассчитывался. Чем выше балл, тем выше уровень позитивных установок к стрессу. В данном исследовании коэффициент альфа Кронбаха для шкалы позитивных установок к стрессу составил 0,891.
Статистический анализ
Программное обеспечение SPSS Statistics 27.0 использовалось для статистического анализа, включая корреляционный анализ и регрессионный анализ. Для дальнейшей проверки опосредующего эффекта применялся метод бутстрэпа, а для проверки модели опосредования использовалась Процедура Модели 6 [57].
Результаты
Общая вариативность метода
Общая вариативность метода оценивалась с помощью теста Хармана на одиночный фактор [58]. Результаты показали семь факторов с собственными значениями >1. Первый фактор объяснял 36,09% дисперсии, что ниже порогового значения 40%, указывая на отсутствие значительной общей вариативности метода в данных исследования.
Описательная статистика и корреляционный анализ
Была рассчитана описательная статистика для профессионального выгорания, психологической стойкости, позитивных установок к стрессу и посттравматического роста. Результаты показали, что у медицинских работников средние баллы составили M = 2,33 (SD = 0,75) для профессионального выгорания, M = 3,17 (SD = 0,62) для психологической стойкости, M = 2,76 (SD = 0,59) для позитивных установок к стрессу и M = 3,28 (SD = 0,79) для посттравматического роста. Профессиональное выгорание отрицательно коррелировало с психологической стойкостью (r = −0,609, p < 0,001) и позитивными установками к стрессу (r = −0,343, p < 0,001), и положительно коррелировало с посттравматическим ростом (r = 0,216, p < 0,001). Психологическая стойкость положительно коррелировала с позитивными установками к стрессу (r = 0,485, p < 0,001) и посттравматическим ростом (r = 0,527, p < 0,001). Позитивные установки к стрессу были положительно связаны с посттравматическим ростом (r = 0,436, p < 0,001).
Проверка гипотез
H1 подтверждена: профессиональное выгорание было значительно отрицательно связано с посттравматическим ростом (β = −0,216, p < 0,001).
H2 подтверждена: психологическая стойкость опосредовала негативную связь между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом. Прямой эффект выгорания на рост был отрицательным (β = −0,216, p < 0,001), но после включения психологической стойкости в модель, прямой эффект стал незначительным (β = −0,025, p > 0,05), в то время как опосредующий эффект через психологическую стойкость был значительным (β = −0,352, p < 0,001).
H3 подтверждена: позитивные установки к стрессу опосредовали негативную связь между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом. Прямой эффект выгорания на рост был отрицательным (β = −0,216, p < 0,001), но после включения позитивных установок к стрессу, прямой эффект также стал незначительным (β = −0,067, p > 0,05), в то время как опосредующий эффект через позитивные установки к стрессу был значительным (β = −0,150, p < 0,001).
H4 подтверждена: психологическая стойкость и позитивные установки к стрессу играли цепную опосредующую роль. Профессиональное выгорание негативно влияло на психологическую стойкость (β = −0,609, p < 0,001), которая, в свою очередь, позитивно влияла на позитивные установки к стрессу (β = 0,485, p < 0,001). Позитивные установки к стрессу затем позитивно влияли на посттравматический рост (β = 0,436, p < 0,001). Общий опосредующий эффект был значительным (β = −0,272, p < 0,001).
Альтернативные модели
Были рассмотрены альтернативные модели для более глубокого понимания взаимосвязей:
- Альтернативная модель C: Позитивные установки к стрессу опосредуют связь между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом, а психологическая стойкость также опосредует эту связь, но последовательность такова: Выгорание -> Позитивные установки к стрессу -> Психологическая стойкость -> Посттравматический рост. Результаты показали, что хотя обе опосредующие роли были значимы, цепное опосредование (H4) дало лучший результат.
- Альтернативная модель D: Психологическая стойкость как модератор опосредующего пути позитивных установок к стрессу. Ресурсно-ориентированные перспективы предполагают, что стойкие люди лучше подготовлены к преобразованию адаптивных когнитивных установок в результаты роста. Теоретические исследования по усилению стойкости указывают на то, что психологическая стойкость как основной личный ресурс может укреплять стабильность и исполнительную эффективность когнитивных убеждений [19]. Эмпирические данные показывают, что высокая психологическая стойкость может усиливать поведенческие эффекты, основанные на убеждениях [65]. Эмпирически, люди с высокой психологической стойкостью более склонны сохранять позитивные установки к стрессу, и влияние их убеждений на эмоциональные результаты более продолжительно. Таким образом, психологическая стойкость может также функционировать как модерирующая переменная во взаимосвязи между профессиональным выгоранием и позитивными установками к стрессу. Альтернативная модель D рассматривает психологическую стойкость как модератор отношений между профессиональным выгоранием, позитивными установками к стрессу и посттравматическим ростом. Однако эффект взаимодействия психологической стойкости × профессиональное выгорание на позитивные установки к стрессу не был значимым (B = 0,040, SE = 0,030, t = 1,368, p > 0,05, 95% CI = [−0,017, 0,172]). Эти результаты подтверждают, что психологическая стойкость функционирует как предшествующий медиатор, который формирует позитивные установки к стрессу, а не как граничное условие, усиливающее их эффект.
В целом, предложенная модель больше соответствует нашему исследовательскому вопросу и обеспечивает лучшее соответствие как теоретическим, так и эмпирическим объяснениям.
Обсуждение
Данное исследование изучает взаимосвязи между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом среди медицинских работников, а также опосредующую роль психологической стойкости и позитивных установок к стрессу. Оценки модели показали, что профессиональное выгорание было отрицательно связано с посттравматическим ростом и, более того, связано с более низким уровнем роста через ассоциации, включающие снижение психологической стойкости и ослабленные позитивные установки к стрессу. Эти выводы предполагают, что профессиональное выгорание может препятствовать посттравматическому росту, ослабляя психологическую стойкость людей и снижая их позитивные когнитивные оценки стресса.
Взаимосвязь между профессиональным выгоранием и посттравматическим ростом
Посттравматический рост широко признан как конструктивный ответ на травму, однако профессиональное выгорание коррелирует со снижением позитивных результатов в медицинских учреждениях [66]. Модель JDR предполагает, что медицинские работники не только выполняют рутинные клинические обязанности, но и несут значительную ответственность за реагирование на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, часто в условиях недостаточной поддержки [67, 68]. Такие роли подвергают их конфликтам между врачами и пациентами, а также насилию на рабочем месте, что коррелирует с профессиональным стрессом. Многочисленные прошлые исследования подчеркивали, что викарная травма и профессиональное выгорание являются распространенными рабочими последствиями для медицинских работников [69,70,71]. Постоянные высокие рабочие требования совпадают с истощением эмоциональных ресурсов, снижением вовлеченности в работу и самоэффективности, а также повышенным риском депрессии, выгорания и отстраненности [72, 73]. Более того, внезапный и непредсказуемый характер медицинских чрезвычайных ситуаций часто ограничивает доступность внешних ресурсов для медицинских работников. Чрезмерные рабочие нагрузки, увеличенное рабочее время и ограниченная институциональная поддержка соответствуют значительному давлению на медицинских работников, связанному с профессиональным выгоранием и рядом психологических симптомов. Хронический рабочий стресс часто совпадает с профессиональным выгоранием [68, 74], которое отрицательно связано со способностью медицинских работников достигать посттравматического роста.
Эрозия посттравматического роста из-за профессионального выгорания — это не просто проявление кумулятивного психологического дискомфорта, а подавление генерации и выражения различных аспектов ПТР через потерю ресурсов [75]. В частности, высокие уровни профессионального выгорания связаны со снижением усиления посттравматической близости среди медицинских работников, что может быть связано с эмоциональным истощением, ослабляющим эмпатические реакции после травмы. Выгорание ограничивает будущие перспективы медицинских работников и усиливает выученную беспомощность, потенциально снижая их готовность и способность трансформировать травму в новые пути. В отношении личной силы выгорание снижает опыт успеха и внутреннюю атрибуцию у медицинских работников, затрудняя им формирование убеждения в самоэффективности. Аналогично, выгорание снижает восприятие позитивных эмоций и сужает фокус внимания, препятствуя переоценке жизненных событий. Кроме того, выгорание поглощает рефлексивные ресурсы индивидов и препятствует построению смысла, тем самым предотвращая травму от запуска обновлений убеждений или систем ценностей [30].
Подшкала «Духовный рост» «Инвентаря посттравматического роста» (PTGI) отражает позитивные изменения в жизненной философии и экзистенциальном понимании [22], иллюстрируемые такими пунктами, как «Я стал сильнее в своей вере» и «У меня появилось более глубокое понимание духовных вопросов» [76]. Хотя подшкала была обычно сохранена в китайских выборках [76], буквальная формулировка нескольких пунктов — особенно тех, которые содержат явные религиозные ссылки — часто демонстрирует субоптимальное культурное соответствие [77, 78]. Существующие работы предполагают, что в китайском культурном контексте люди склонны воспринимать духовный рост скорее как усиление светской мудрости и смысла жизни, чем как подкрепление доктринальных верований. Точно так же, как люди в контексте китайской культуры могут демонстрировать большую склонность к перепозиционированию себя по отношению к себе, семье или социальным отношениям после пережитой травмы, чем к прямому признанию жизни и духовных изменений [79,80,81]. В соответствии с этой логикой, данное исследование сохранило концептуальное ядро подшкалы, исключив явные ссылки на божество или организованную религию. Вопреки предыдущим сообщениям о плохой производительности пунктов, мы не наблюдали явного культурного диссонанса. Мы предполагаем, что это расхождение возникает, по крайней мере частично, из-за нашей базы рекрутирования в южной провинции Фуцзянь — регионе, где народные духовные традиции (например, поклонение Мацзу, почитание предков) глубоко вплетены в повседневную жизнь.
Цепная опосредующая роль психологической стойкости и позитивных установок к стрессу
Предыдущие исследования посттравматического роста в основном сосредоточены на группах высокого риска, в то время как относительно мало внимания уделялось выявлению защитных факторов, которые могут смягчить воздействие травмы [82]. Как интраперсональные ресурсы — такие как психологическая стойкость — так и внешняя поддержка — такая как социальная связанность — все чаще признаются ключевыми детерминантами позитивных результатов психического здоровья [83]. Настоящие выводы подтверждают, что профессиональное выгорание отрицательно связано с посттравматическим ростом, в то время как психологическая стойкость и позитивные установки к стрессу демонстрируют положительную ассоциацию. Согласно фреймворку «психологическая стойкость в действии», удовлетворение базовых психологических потребностей людей через семейную, дружескую и общественную поддержку коррелирует с наличием черт, связанных со стойкостью. Психологическая стойкость, как критический внутренний ресурс, позволяет людям адаптивно управлять невзгодами и регулировать эмоциональные реакции в условиях высокого стресса. Параллельно, позитивные установки к стрессу — характеризующиеся проактивными и конструктивными интерпретациями стрессоров — связаны с адаптивным совладанием и психологическим благополучием. Вместе стойкость и позитивные установки к стрессу связаны с уменьшенной психологической реактивностью на травмирующие стрессоры, смягчают тревогу и когнитивные искажения, и могут быть положительно связаны с посттравматическим ростом через когнитивное переосмысление и эмоциональную регуляцию. Посттравматический рост представляет собой позитивную психологическую реакцию на травму. Однако профессиональное выгорание является значительным препятствием для реализации такого роста у медицинских работников. Черты, связанные со стойкостью, с большей вероятностью проявятся, когда психологические потребности человека поддерживаются семьей, друзьями и более широкими социальными системами [84].
В соответствии с моделью JDR, медицинские работники выполняют как рутинные клинические обязанности, так и неотложные обязанности в области общественного здравоохранения, что значительно нагружает их когнитивные и эмоциональные ресурсы. Кроме того, внезапное начало и непредсказуемость кризисов в области общественного здравоохранения еще больше ограничивают доступ к внешним системам поддержки, что соответствует усилению стресса и сокращению возможностей для психологического восстановления. Высокие рабочие требования в сочетании с недостаточными ресурсами, связанными с работой — особенно в чрезвычайных или критических ситуациях — тесно связаны с профессиональным выгоранием и широким спектром психологических симптомов [49]. Психологическая стойкость и системы позитивных установок к стрессу действуют как внутренние буферы, коррелируя с уменьшенными дезадаптивными стрессовыми реакциями на травмирующие события, такие как пандемии. Эти психологические ресурсы могут быть связаны с усиленным когнитивным переосмыслением, смягчением тревоги и страха, а также поддержанием посттравматического роста за счет содействия конструктивному осмыслению.
Следовательно, многоуровневый ответ, включающий правительственные, институциональные и общественные системы социально-психологической помощи, необходим для решения проблем выгорания и психологического стресса медицинских работников [85]. Политики и администраторы больниц должны обеспечить наличие адекватных материальных, логистических и психологических систем поддержки для смягчения чрезмерного рабочего стресса [86]. Такая скоординированная поддержка связана со снижением профессионального выгорания, повышением стойкости и конструктивных систем убеждений, а также содействием посттравматическому росту путем мобилизации как внешних ресурсов, так и внутренних психологических способностей [87]. Кроме того, семейная и социальная поддержка коррелирует с целенаправленным обдумыванием, позволяя медицинским работникам, подвергшимся травме, конструктивно переосмысливать неблагоприятные события и достигать посттравматического роста [88]. Медицинским работникам следует рекомендовать активно обращаться за профессиональной психологической поддержкой при необходимости. Стратегии вмешательства, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), тренинги осознанности и техники управления стрессом, показали корреляцию со снижением симптомов, связанных с выгоранием [47, 71].
Ограничения и будущие направления
Исследование имеет несколько ограничений. Во-первых, его кросс-секционный дизайн ограничивает возможность изучения динамической эволюции профессионального выгорания и посттравматического роста в разные периоды [84]. Будущие лонгитюдные или экспериментальные исследования необходимы для уточнения временной последовательности профессионального выгорания, психологической стойкости, позитивных установок к стрессу и посттравматического роста. Такие исследования должны проверить предполагаемые механизмы и выявить критические окна вмешательства посредством многоволновых дизайнов, которые охватывают изменения внутри индивида с течением времени. Во-вторых, отсутствие поведенческих или физиологических индикаторов ограничивает объективность текущих выводов. Для достижения более полного и экологически обоснованного понимания того, как проявляется выгорание и как оно влияет на психологические результаты, будущие исследования должны включать поведенческие данные и биомаркеры. Наконец, хотя данное исследование изучило опосредующую роль психологической стойкости и позитивных установок к стрессу, оно не изучило потенциальные модераторы, такие как социальная поддержка, личностные черты или организационные факторы. Эти переменные могут влиять на силу или направление наблюдаемых отношений и должны быть интегрированы в будущие модели для повышения их объяснительной силы.
Заключение
Данное исследование демонстрирует, что профессиональное выгорание среди медицинских работников связано со сниженным посттравматическим ростом, проявляющимся как напрямую, так и косвенно через снижение психологической стойкости и ослабленные позитивные установки к стрессу. Важно отметить, что эти негативные ассоциации распространяются на все пять измерений посттравматического роста. Практически, программы тренинга стойкости и когнитивно-поведенческие вмешательства, направленные на переосмысление убеждений о стрессе, могут смягчить влияние выгорания на посттравматический рост в клинических условиях.