
Интересное сегодня
Как любопытство влияет на обучение при дислексии: удивительн...
Что движет нашим обучением? Иногда это дедлайны и оценки, но чаще — нечто по-настоящему человеческое...
Креатин и здоровье мозга: новые исследования при болезни Аль...
Креатин и его роль в здоровье мозга Несколько недавних публикаций обсуждают ценность креатина для зд...
Как гуманоидные роботы могут снизить когнитивную нагрузку: о...
ВведениеКогнитивная нагрузка (или рабочая нагрузка) относится к состоянию истощения когнитивных ресу...
Почему высокочувствительные люди испытывают больше эмоционал...
Введение В последние два десятилетия научный интерес к сенсорной обработке чувствительности (СОЧ) зн...
Когнитивная психометрия: как модель дрейфовой диффузии помог...
Введение в когнитивную психометрию Когнитивная психометрия — это относительно новая дисциплина, объе...
Как выгорание при СДВГ провоцирует тревожность: причины и сп...
Может ли выгорание при СДВГ вызывать тревожность? Да, выгорание при синдроме дефицита внимания и гип...
Введение
Оптимизм — это склонность ожидать, что в будущем произойдут хорошие события (Carver et al., 2010). Эта тенденция связана с полезными стратегиями преодоления трудностей, повышенной настойчивостью в достижении целей, улучшением субъективного благополучия и снижением заболеваемости (Holmes & McCarren, 2020; King, 2001; Rasmussen et al., 2006). Одним из способов изучения влияния оптимизма является экспериментальное повышение его уровня с помощью техники «Лучшего возможного Я» (Best Possible Self, BPS) (Peters et al., 2010).
Что такое техника BPS?
BPS — это методика позитивного мышления, основанная на работе King (2001). Участников просят представить и описать жизнь в будущем, где всё сложилось наилучшим образом. В контрольной группе участники описывают обычный день (Typical Day, TD). Исследования показывают, что BPS эффективно повышает уровень оптимизма и положительных эмоций (Boselie et al., 2014; Heekerens & Eid, 2021).
Методы исследования
В исследовании участвовали 219 здоровых студентов (средний возраст — 22 года). Они были разделены на две группы: BPS (n=111) и TD (n=108). Участники писали тексты в соответствии с инструкциями, после чего анализировались их эмоциональное состояние и будущие ожидания.
Анализ текстов
Тексты участников анализировались с помощью:
- Лингвистического анализа (LIWC) — программа оценивала использование слов, связанных с эмоциями, временными рамками и темами.
- Качественной оценки — два независимых эксперта анализировали содержание и качество текстов.
Результаты
Различия между BPS и TD
Тексты BPS содержали:
- Больше слов, связанных с будущим (p < 0.001).
- Меньше слов в настоящем времени (p < 0.001).
- Больше позитивных эмоций (p < 0.001).
- Меньше негативных эмоций (p < 0.001).
Факторы, влияющие на эффективность BPS
На эффективность методики положительно влияли:
- Использование местоимения «мы» (B = 1.14, p = 0.04).
- Описание повседневных дел (B = 2.91, p = 0.01).
- Материалистические цели (B = 0.52, p = 0.03).
Обсуждение
Исследование подтвердило, что BPS эффективно повышает оптимизм и положительные эмоции. Однако качество текстов (усилие, конкретность) не влияло на результат. Это может быть связано с тем, что все участники получили чёткие инструкции, минимизирующие различия в написании.
«Техника BPS особенно полезна, когда участники фокусируются на социальных связях и повседневных активностях» — отмечают авторы.
Ограничения
Исследование проводилось на здоровых студентах, что ограничивает обобщаемость результатов. Также не учитывались долгосрочные эффекты BPS.
Заключение
BPS — это мощный инструмент для повышения оптимизма. Будущие исследования могут изучить, как тематическая направленность текстов (например, на семью или карьеру) влияет на эффективность методики.