Интересное сегодня
Ультрапереработанная пищевая зависимость и расстройства пище...
Ультрапереработанная пищевая зависимость (УППЗ) и расстройства пищевого поведения (РПП): Влияние ком...
Как расположение теней влияет на точность оценки расстояния ...
Введение В естественной среде существует множество визуальных подсказок для оценки расстояния, и точ...
Психологическое состояние и стратегии преодоления у медицинс...
ВведениеВойны оказывают разрушительное воздействие на все стороны конфликта, приводя к гибели, травм...
Проблема отвлечения: почему удаление смартфона не улучшает п...
Введение Неудивительно, что наши смартфоны стали источником постоянного отвлечения. Наша зависимость...
Как счастье влияет на здоровье сердца: связь с самоэффективн...
Введение в проблему сердечно-сосудистых заболеваний Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются о...
ADHD и метод «Боди даблинг»: как повысить продуктивность и с...
Что такое боди даблинг? Боди даблинг — это практика выполнения задач в присутствии другого человека ...
Введение в исследование движений глаз при СДВГ
Целенаправленное поведение человека характеризуется постоянным взаимодействием между индивидуумом и окружающей средой. Наши естественные среды являются открытыми, динамично меняющимися и богатыми стимулами, что создает высокие требования к адаптивному поведению. В то же время такие сложные условия делают выявление нарушений внимания в реальной жизни сложной исследовательской задачей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является, пожалуй, наиболее распространенным состоянием, при котором диагностические критерии тесно связаны с трудностями управления повседневным целенаправленным поведением.
Методология исследования
Участники и условия эксперимента
В исследовании приняли участие 37 детей с диагнозом СДВГ и 36 typically developing детей контрольной группы в возрасте 9-13 лет. Все участники играли в реалистичную игру на проспективную память с использованием гарнитуры виртуальной реальности со встроенным eye-трекером с частотой 90 Гц.
VR-платформа EPELI
EPELI (Executive Performance in Everyday Living) — это инновационная VR-задача, разработанная для оценки целенаправленного поведения и связанных когнитивных функций. Игра моделирует повседневные бытовые ситуации, где участники выполняют различные задачи в виртуальной квартире.
Ключевые результаты
Различия в движениях глаз
Анализ выявил значительные групповые различия в паттернах движений глаз. Дети с СДВГ демонстрировали более длительную фиксацию взгляда, более короткие саккады и меньшую амплитуду саккад по сравнению с контрольной группой.
Точность диагностики
Машина опорных векторов (support vector machine), обученная на данных движений глаз, показала исключительную дискриминационную способность с площадью под кривой 0.92, что значительно выше показателей традиционных методов оценки.
Анализ салиентности и релевантности объектов
Исследование включало анализ нормализованной салиентности пути взора (Normalized Scanpath Saliency) и влияние релевантности объектов на распределение внимания. Интересно, что салиентность имела слабое влияние на распределение взора в обеих группах.
Сравнение с традиционными задачами
Точность классификации на основе данных движений глаз в задаче EPELI значительно превосходила показатели в традиционной задаче визуального поиска "Shoot the Target", что подтверждает преимущество естественных VR-сред.
Клинические implications
Результаты исследования открывают новые возможности для прецизионной диагностики СДВГ. Естественные VR-задачи в сочетании с отслеживанием движений глаз позволяют получить объективные поведенческие маркеры, которые могут дополнить существующие диагностические методы.
Ограничения и перспективы
Исследование отмечает ограничения, связанные с частотой дискретизации eye-трекеров VR-гарнитур и размером выборки. Будущие исследования с большими выборками и более совершенным оборудованием позволят уточнить полученные результаты.
"Наше исследование демонстрирует, что движения глаз, записанные в естественных условиях, предоставляют многообещающий поведенческий маркер для оценки СДВГ"
Заключение
Исследование подтверждает, что комбинация виртуальной реальности и анализа движений глаз представляет собой мощный инструмент для выявления нарушений внимания у детей с СДВГ. Этот подход открывает новые горизонты для разработки объективных диагностических методов в детской психиатрии.