Интересное сегодня
Нейрофидбэк и нейрореабилитация после удаления опухоли голов...
Новые подходы к восстановлению после удаления опухолей головного мозга: Сочетание нейрофидбэка и мот...
Как формируется тревожно-амбивалентная привязанность у детей...
Что такое тревожно-амбивалентная привязанность Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности де...
Оценка шкал Kessler (K10) для выявления психологического дис...
Введение Старение населения Индии приводит к увеличению распространенности психических расстройств, ...
Алекситимия: связь между аутизмом и сенсорными проблемами
Представьте себе обычный, повседневный звук, например, гул холодильника, который внезапно превращает...
Влияние навыков визуального воображения на принятие рискован...
Введение При принятии решений в условиях риска навыки визуального воображения могут влиять на то, ка...
Влияние видеоигр на зрительное восприятие: сравнение традици...
Роль видеоигр в зрительном обученииСовременные исследования активно изучают влияние видеоигр, особен...
Ключи к эффективной терапии подростков: навыки, а не пустые разговоры
Когда-либо возникало ощущение, что вы платите терапевту просто за то, чтобы он слушал, и при этом гадали, когда же начнется настоящая работа?
В юношеской психотерапии клиницисты часто выбирают из обширного меню техник, но не всегда ясно, какие из них действительно эффективны, а какие просто заполняют время.
Новое исследование было направлено на то, чтобы выяснить, какие конкретные «элементы лечения» в терапевтических сессиях наиболее тесно связаны с улучшением состояния детей и подростков.
Это масштабное исследование объединило данные шести предыдущих клинических испытаний Модульного подхода к терапии детей (MATCH – Modular Approach to Therapy for Children). MATCH – это модель терапевтического вмешательства, разработанная для лечения различных психологических проблем у детей и подростков, основанная на индивидуальном подборе модулей, соответствующих потребностям конкретного ребенка.
В исследовании приняли участие 490 молодых людей в возрасте от 6 до 15 лет, которые посетили 5 403 терапевтические сессии.
Исследователи использовали сложные статистические модели для отслеживания еженедельных изменений в симптомах, сравнивая их с конкретными терапевтическими принципами, использованными в непосредственно предшествующей сессии. Эта техника позволила им отделить изменения от недели к неделе (эффекты внутри индивида) от общих различий между клиентами (эффекты между индивидами), обеспечивая более четкое понимание того, что на самом деле движет изменениями.
Ключевые выводы
- Действие – это сила: Терапевтические принципы, направленные на развитие навыков — особенно «повышение мотивации» (например, использование поощрений/похвалы) и «попытка противоположного» (например, экспозиция) — были связаны со значительно лучшими, немедленными результатами в отношении симптомов.
- Будущее сейчас: Принцип «планирование будущего», который включает пересмотр навыков и планирование их использования после терапии, также предсказывал особенно хорошие результаты. Общее увеличение использования планирования будущего на протяжении всего лечения было связано с лучшими долгосрочными результатами для некоторых симптомов.
- Вовлеченность имеет свою цену: «Вовлеченность/психообразование», включающее мероприятия по установлению раппорта (доверительных отношений), было связано с худшими немедленными результатами в отношении симптомов.
- Навыки вместо пустых разговоров: Отрицательная связь с вовлеченностью в основном была обусловлена действиями типа «знакомство», которые были высоко коррелированы с меньшим временем, потраченным на модули развития навыков.
- Некоторые навыки не показали связи: Три распространенных принципа развития навыков — «ощущение спокойствия», «коррекция мыслей» и «решение проблем» — не показали значимой краткосрочной связи с изменением симптомов в этом исследовании.
Исследование организовало 33 индивидуальных терапевтических модуля в семь общих терапевтических принципов. Основной вывод выявил резкое разделение по эффективности.
Строители навыков с высоким воздействием
Три принципа были тесно связаны с немедленными положительными изменениями в симптомах: «повышение мотивации», «попытка противоположного» и «планирование будущего».
Повышение мотивации
Этот принцип использует поведенческие методы, такие как управление обусловленностями (вознаграждениями), для поощрения желаемого поведения. Его использование было связано с лучшими показателями симптомов по отчетам опекунов относительно интернализующих (направленных внутрь, например, тревога, депрессия), экстернализующих (направленных вовне, например, агрессия, импульсивность) и общих симптомов. В рамках этого принципа наиболее выраженный благотворный эффект показали конкретные модули, такие как похвала и активное игнорирование.
Попытка противоположного
По сути, это практика позитивной противоположности нежелательному поведению, классическими примерами которой являются экспозиция (преднамеренное столкновение с пугающими ситуациями) при тревоге или поведенческая активация при депрессии (стимулирование к выполнению приятных или полезных действий). Его использование было связано с лучшими результатами, оцененными самими подростками, для экстернализующих проблем и индивидуально определенных (идиодических) ключевых проблем. Модуль экспозиции (практика) оказался особенно многообещающим.
Планирование будущего
Обычно используется на более поздних этапах терапии, этот принцип включает планирование того, как сохранить и использовать полученные навыки после окончания лечения. Как общее количество использований этого принципа на протяжении всего лечения (межперсональный эффект), так и его использование в любую конкретную неделю (внутриперсональный эффект) были связаны с лучшими результатами. Это предполагает, что как завершение полного, запланированного курса терапии, так и практика навыков после терапии важны для улучшения показателей симптомов.
Парадокс вовлеченности
Самый часто используемый принцип – «вовлеченность/психообразование» – на удивление был связан с худшими последующими показателями симптомов по шести различным мерам. Этот принцип включает такие мероприятия, как «знакомство», установление раппорта, общие разговоры и социальная поддержка. Исследователи подчеркивают, что это не означает, что терапевтические отношения плохи.
Однако их под-анализ выявил, что негативный эффект был в основном обусловлен действиями типа «знакомство» и вовлечением родителей. Почему такая неожиданная связь с худшими результатами? Данные показали, что когда терапевты тратили больше времени на вовлеченность, они значительно меньше времени уделяли принципам, основанным на развитии навыков. Исследование предполагает, что когда построение отношений и развитие навыков конкурируют за время, польза от лечения может быть снижена.
Поведенческое преимущество
Интересно, что наиболее эффективные принципы – «повышение мотивации» и «попытка противоположного» – оба имеют относительно поведенческий характер. Три принципа, более сфокусированные на когнитивных или физиологических аспектах – «ощущение спокойствия», «коррекция мыслей» и «решение проблем» – не показали значительных краткосрочных эффектов. Это согласуется с некоторыми предыдущими исследованиями, предполагающими, что поведенческие подходы могут быть особенно эффективными для молодежи.
Почему это важно: Приоритизация действий в терапии
Для родителя или опекуна эти выводы предлагают жизненно важную перспективу на то, на что следует обращать внимание при выборе терапии для своего ребенка. Если терапия ребенка сессия за сессией кажется сосредоточенной только на обсуждении чувств или расплывчатом выявлении проблем, наука предполагает, что такое лечение может быть не оптимально эффективным.
Данное исследование поддерживает модель терапии, в которой приоритет отдается действиям и освоению навыков. Представьте себе терапию не как место, где просто разговаривают, а как «ментальный спортзал», где преподаются и практикуются практические, сложные навыки, такие как экспозиция («попытка противоположного») или использование таблицы поощрений («повышение мотивации»).
Для клиницистов эти результаты предоставляют данные, которые помогут выбирать и приоритизировать элементы лечения, особенно в условиях неопределенности. Вывод ясен: хотя хорошие отношения важны, основная работа юношеской психотерапии, по-видимому, заключается в последовательном, сессия за сессией применении конкретных, поведенческих и ориентированных на будущее навыков. Эти выводы могут в конечном итоге помочь уточнить протоколы юношеской психотерапии, подчеркнув эти методы с высоким воздействием, приближая нас к по-настоящему персонализированной и эффективной системе психического здоровья.
Ссылка
Girard, J. M., Yermol, D. A., Bylsma, L. M., Cohn, J. F., Fournier, J. C., Morency, L.P., & Swartz, H. A. (2025). Dynamic and dyadic relationships between facial behavior, working alliance, and treatment outcomes during depression therapy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 93(11), 749–760. https://doi.org/10.1037/ccp0000980