Интересное сегодня
СДВГ и токсичные отношения: как распознать и выбраться
СДВГ и токсичные отношения: особенности взаимодействия Отношения могут приносить глубокое удовлетво...
Как упрощение критериев успеха помогает преодолеть негативно...
Введение в проблему стереотипной угрозы Многочисленные исследования показали, что люди могут негатив...
Влияние ассоциативного обучения страху на восприятие: новое ...
Введение в исследование восприятия и обучения страху За последние десятилетия накопился значительный...
Как справиться с осенним беспокойством и найти новые цели
Осеннее беспокойство: почему сентябрь заставляет нас искать перемен Сентябрь всегда был для меня ос...
Анализ симптомов тревоги у пациентов с хронической обструкти...
Введение Целью данного исследования является изучение классов симптомов тревоги у пациентов, страдаю...
Как воспитание в детстве влияет на риск психоза во взрослом ...
Детское воспитание как фундамент психического здоровья: как ранний опыт формирует риск психоза во вз...
Социальные сети и подростки: сложная взаимосвязь
Девять из десяти американских подростков используют хотя бы одну социальную платформу, при этом почти половина сообщает, что находится онлайн «почти постоянно» (Pew Research Center, 2024). Предыдущие исследования связывали использование соцсетей с депрессией, тревогой и нарушениями сна (Hamilton et al., 2023; Shannon et al., 2022). Однако метаанализ (систематический обзор множества исследований) Ferguson et al. (2024) показал, что текущие данные не подтверждают однозначно, что соцсети вызывают психические проблемы у подростков.
Роль родителей в цифровой жизни подростков
Исследование Nagata et al. (2025) выявило ключевые закономерности:
- Чем чаще родители сами используют гаджеты, тем выше экранное время у детей
- Совместное использование устройств во время еды или в спальне коррелирует с проблемным использованием соцсетей
- Родительский контроль и ограничения снижают риски
Эффективные стратегии по данным Американской академии педиатрии
«Семейные медиапланы работают лучше, когда правила устанавливаются проактивно, а не реактивно» (Vossen et al., 2024)
- Создавайте семейные медиапланы: четкие правила безэкранного времени (особенно за едой и перед сном) с объяснением их важности
- Избегайте использования гаджетов как инструмента контроля: запреты как наказание могут дать обратный эффект
- Развивайте позитивные отношения: эмоциональная поддержка снижает риск проблемного использования соцсетей
Индивидуальный подход и будущие исследования
Хотя представленные стратегии доказали эффективность, остаются открытые вопросы:
- Долгосрочное влияние родительских практик
- Различия в будни и выходные
- Индивидуальные различия в восприимчивости к соцсетям (Beyens et al., 2020)
Как отмечают исследователи, эффект соцсетей «не универсален и меняется со временем» (Pouwels et al., 2024). Тем не менее, эти данные помогают родителям минимизировать риски и максимизировать преимущества цифрового мира для подростков.