Интересное сегодня
Влияние негативного детского опыта (НДО) на физическое и пси...
Введение Негативный детский опыт (НДО) относится к различным негативным событиям или факторам окружа...
Атопротивопожарные антипсихотики и риск рабдомиолиза
ВведениеРабдомиолиз - это клинический синдром, характеризующийся повреждением скелетной мускулатуры,...
Влияние умственной усталости на пересечение препятствий в ви...
Введение В Японии падения составляют наиболее распространенный тип производственных несчастных случа...
Шкала оценки прокрастинации и прекрастинации: функциональные...
Введение в проблематику прекрастинации Каждый человек по-разному подходит к решению повседневных зад...
Генетический механизм, регулирующий адаптацию поведения к эм...
ВведениеИсследователи идентифицировали генетический механизм, который регулирует адаптацию поведения...
Влияние пола и гендерных ролей на развитие постинфекционного...
Введение в проблему постинфекционного синдрома раздраженного кишечника Преобладание женщин среди пац...
Аштавакра Гита и нейронаука: Путь к внутренней свободе через силу мысли
Аштавакра Гита (АГ) — это основополагающее произведение Адвайта Веданты, представленное в форме диалога между просветленным мудрецом Аштавакрой и царем Джанакой. В отличие от предписывающих текстов, которые делают акцент на ритуалах или моральных кодексах, АГ предлагает радикальную философскую позицию: освобождение (мокша) является результатом не действия, а самореализации — прямого осознания того, что Я (Атман) есть чистое сознание, не затронутое разумом, телом или внешними условиями.
В АГ свобода определяется как состояние полного отстранения от ментальных конструкций — мыслей, желаний, суждений, которые затуманивают истинную идентичность. Это не свобода в политическом или социальном смысле, а глубокое внутреннее освобождение от иллюзии эго и двойственности. Гита неоднократно утверждает, что рабство и освобождение являются продуктами собственного ментального восприятия, а не внешних обстоятельств. Например, в Шлоке 1.11 говорится:
«Тот, кто считает себя освобожденным, освобожден; тот, кто считает себя связанным, связан. Каковы мысли, таков и становится — это вечная истина».
Эта перспектива ставит разум в центр переживания реальности. В АГ разум изображается как источник проблемы и одновременно как ее решение. Он ограничен не своим содержанием, а тенденцией отождествлять себя с преходящими эмоциями, ярлыками и нарративами. Согласно АГ, разум привязывается к иллюзии (Майя), создавая ложный образ себя и, следовательно, страдание. Ограничение заключается в этой привычной идентификации с мыслями, а не с чистым осознанием.
Современные параллели в нейронауке
Современная нейронаука, особенно благодаря работе Антонио Дамасио в книге «Descartes’ Error» (1994), вторит этому утверждению, подчеркивая, что человеческое сознание и принятие решений формируются взаимодействием мысли и эмоции. Дамасио показывает, что разум не отделен от эмоций, а глубоко с ними связан, что подтверждает мысль АГ о том, что ментальное восприятие управляет нашим самоощущением и восприятием реальности. Кроме того, концепция нейропластичности — способности мозга перестраиваться на основе повторяющихся мыслительных паттернов — перекликается с акцентом АГ на преобразующей силе внутреннего осознания.
Данное исследование изучает когнитивную достоверность философии АГ, связывая ее с нейронаукой и психологическими исследованиями. Используя метод тематического исследования под названием «Мышление формирует реальность», мы исследуем, как убеждения, восприятие и содержание мыслей влияют на самоощущаемое благополучие и ментальную ориентацию. Ответы были собраны посредством структурированного опроса и проанализированы с использованием статистических инструментов, таких как корреляция и линейная регрессия. Хотя исследование носит разведывательный характер и ограничено размером выборки, оно призвано внести вклад в растущий междисциплинарный диалог: как древняя мудрость может содержать ключи к пониманию современного разума.
Разум как источник рабства и освобождения
Одной из ключевых идей Аштавакра Гиты является концепция о том, что разум является одновременно источником рабства и освобождения [1]. Стихотворение «Человек — это его разум. Каков разум, таков и он» (АГ 1.3) резюмирует эту концепцию. Согласно АГ, освобождение достигается не через внешние действия, а через понимание и преодоление ментальных конструкций, которые формируют нашу идентичность и восприятие.
Интересно, что эта философская позиция согласуется с несколькими устоявшимися выводами современной нейронауки [2]. Исследования в области когнитивной нейронауки предполагают, что мыслительные паттерны могут формировать нейронные связи посредством процесса, известного как нейропластичность — способность мозга реорганизовываться, формируя новые нейронные пути. Исследователи, такие как Антонио Дамасио [3], продемонстрировали, как эмоции и когнитивные функции переплетаются в структурах мозга. Аналогично, практики, основанные на осознанности (mindfulness), которые подчеркивают самосознание и непривязанность, показали улучшение работы мозга и благополучия [4, 5].
Сострадание, эмпатия и зеркальные нейроны
Акцент АГ на сострадании и эмпатии перекликается с открытием системы зеркальных нейронов — групп нейронов, которые активируются как при выполнении действия индивидом, так и при наблюдении за выполнением того же действия другими. Эти нейроны, предложенные Риццолатти и Галезе [10], играют ключевую роль в понимании и разделении эмоциональных состояний, тем самым связывая инсайты АГ с современным пониманием эмоционального интеллекта.
Нейропластичность и трансформация сознания
Более того, акцент АГ на сознательной трансформации отражает нейронаучный принцип нейропластичности. Это присущая мозгу способность перестраивать себя в зависимости от поведения, окружающей среды или мысли, как показали Мерзенич и др. [7]. Эмоциональные состояния, упоминаемые в АГ, такие как радость, страх, гнев и спокойствие, могут быть интерпретированы через призму функционирования нейротрансмиттеров [6], что еще больше связывает древнюю философию с современной наукой.
Данная статья направлена на исследование корреляции учений АГ о мысли и свободе с психологическими конструктами и нейронной функцией. Конкретное стихотворение (Шлока 11, Глава 1) служит фокусом, который рассматривается в рамках тематического исследования под названием «Мышление формирует реальность». Данные опроса от разнообразных участников анализируются с использованием описательной статистики и линейной регрессии для исследования потенциальной взаимосвязи между системами убеждений и воспринимаемым благополучием. Несмотря на разведывательный характер, это исследование способствует растущему междисциплинарному диалогу между древней мудростью и современной наукой.
Разум и его ограничения: взгляд Аштавакра Гиты и нейронауки
Одной из центральных тем Аштавакра Гиты является концепция разума и его присущих ограничений. Такие стихи, как «Человек — это его разум. Каков разум, таков и он» (Стих 1.3), перекликаются с нейронаучными выводами о связи разума и мозга, исследованными в таких работах, как «Descartes' Error: Emotion, Reason, and the Human Brain» Антонио Дамасио (1994). Акцент текста на самосознании и внутреннем наблюдении соответствует практикам, таким как медитация осознанности (mindfulness meditation), которая показала позитивные изменения в структуре и функционировании мозга, как документировано в исследованиях Сары Лазар и др. [5] и Бритты Хёльцель и др. [4].
Эмпатия, зеркальные нейроны и нейропластичность
Исследование Аштавакра Гиты эмпатии и сострадания находит параллели в системе зеркальных нейронов — группе нейронов, которые активируются одновременно при выполнении нами действия и при восприятии того, как это же действие выполняют другие, как упомянуто Риццолатти и Синигалья [9]. Эта система, как предположили Джакомо Риццолатти и Витторио Галезе [10], считается ключевой для понимания и разделения эмоций других людей.
Акцент Аштавакра Гиты на трансформации и потенциале к изменениям соответствует идее нейропластичности — способности мозга адаптироваться и перестраиваться на протяжении всей жизни. Послание текста о саморефлексии и практиках осознанности может рассматриваться как инструменты для использования этой нейропластичности для позитивных изменений, как показали исследования Майкла Мерзенича и др. [7]. Исследование Аштавакра Гиты различных состояний ума, таких как радость, гнев и страх, может быть связано с действием различных нейротрансмиттеров в мозге. Понимание этих связей, как исследуется в «The Emotional Brain» Джозефа Леду [6], может предложить понимание в управлении нашими эмоциями и ментальным благополучием. Религия также важна для общества, поскольку она действительно способствует душевному спокойствию [11].
Данная исследовательская работа призвана найти влияние позитивного мышления на человеческую жизнь. Работа начинается с введения предмета Аштавакры и состояния исследований в этой области. Раздел 2 объясняет научную теорию мыслительного процесса и химических реакций в человеческом мозге. Раздел 3 представляет шлоку из Аштавакра Гиты и ее смысл. Методология исследования освещена в разделе 4. Описательный анализ набора данных обсуждается в разделе 5. Результаты и обсуждение представлены в разделе 6. Наконец, работа завершается выводами.
Теория позитивного мышления и его влияние на нейроны
Рис. 1. показывает физическое воплощение Аштавакры [1]. Позитивное мышление влияет не только на эмоциональное благополучие на психологическом уровне, но и имеет измеримое воздействие на химию и структуру мозга [14]. Современная нейронаука установила, что мысли влияют на активность мозга, вызывая высвобождение нейротрансмиттеров — химических мессенджеров, ответственных за регуляцию настроения, фокусировки, возбуждения и реакции на стресс.
Каждая мысль, будь то позитивная или негативная, инициирует каскад нейрохимической активности. Например, известно, что позитивные мысли увеличивают выработку серотонина — нейротрансмиттера, связанного с ощущением счастья, спокойствия и эмоциональной стабильности [12]. Аналогично, дофамин, часто называемый «химическим веществом вознаграждения», связан с мотивацией и удовольствием. Когда человек испытывает радость, высвобождение дофамина усиливает связанный мыслительный паттерн, укрепляя этот нейронный путь — процесс, известный как нейронное подкрепление.
Полный механизм описан с помощью следующей схемы. Этот механизм является частью того, что нейробиологи называют нейропластичностью — способностью мозга реорганизовываться и формировать новые нейронные связи в ответ на повторяющиеся переживания или ментальные привычки [8]. Таким образом, последовательная практика позитивного мышления может привести к развитию более здоровых, адаптивных нейронных цепей. И наоборот, хроническое негативное мышление может нарушить этот баланс, укрепляя пути, связанные со страхом, тревогой или стрессом.
Негативные мыслительные паттерны также могут подавлять активность в определенных областях мозга. Например, мозжечок, который не только регулирует равновесие и координацию, но и все чаще связывается с эмоциональным и социальным поведением, может демонстрировать сниженную функциональную активность при постоянно негативных или депрессивных состояниях [13].
Таблица 1 ниже суммирует, как различные нейротрансмиттеры связаны с конкретными эмоциональными состояниями и областями мозга. Эти химические вещества играют центральную роль в переводе наших мыслей в физиологические реакции и эмоциональные переживания:
| Нейротрансмиттер | Эмоциональное состояние | Области мозга |
|---|---|---|
| Серотонин | Счастье, спокойствие, стабильность | Лимбическая система, префронтальная кора |
| Дофамин | Удовольствие, мотивация, вознаграждение | Прилежащее ядро, вентральная тегментальная область |
| Норадреналин | Бдительность, концентрация, реакция на стресс | Синий центр, гипоталамус |
| ГАМК (Гамма-аминомасляная кислота) | Расслабление, снижение тревожности | Везде, особенно в коре и гиппокампе |
| Эндорфины | Эйфория, обезболивание | Гипоталамус, гипофиз |
Шлока Аштавакра Гиты о позитивных мыслях
Санскритское стихотворение, приведенное в Таблице 2, является частью более широкой дискуссии между Аштавакрой и царем Джанакой, где Аштавакра учит Джанаку о ландшафте реальности и пути к свободе.
| Санскрит | Перевод |
|---|---|
| मन एव मनुष्यलोके, हेतुर्बंधमोक्षयोः। मन एव सर्वं, यथा मनस्तथा सः॥ (1.11) |
Разум — вот что в этом мире человека является причиной как рабства, так и освобождения. Разум — это всё; каков разум, таков и он сам. |
Этот стих служит напоминанием о силе наших мыслей и убеждений. Он говорит нам, что мы обладаем силой выбирать свою судьбу, просто изменив свой разум. Раздел 2 теоретических основ нейронауки объясняет то же самое в научном и более точном ключе. Чтобы обосновать, что шлока из Таблицы 1 имеет не только научные доказательства, но и веру разума, было проведено опросное анкетирование, связанное с Аштавакра Гитой из Таблицы 1 под названием «Мышление формирует реальность».
Связь Аштавакра Гиты с нейронаукой
Аштавакра Гита — это классический текст Адвайта Веданты, подчеркивающий недвойственное сознание, отстраненность, внутреннюю тишину и освобождение Я от мирской идентификации. Хотя текст глубоко укоренен в духовной философии, некоторые из его основных учений перекликаются с современными неврологическими и психологическими конструктами.
Самосознание и сеть пассивного режима (DMN)
Аштавакра Гита учит, что Я находится за пределами мысли и чувственного опыта — это чистое осознание. В нейронауке самореферентное мышление и внутреннее осознание часто связаны с активностью в сети пассивного режима (Default Mode Network, DMN). Практики осознанности (mindfulness), которые успокаивают DMN, известны тем, что повышают самосознание и уменьшают руминацию, что соответствует руководству Гиты по ментальной тишине и отстраненности от эго.
Отстраненность и когнитивная переоценка
Стихи в Аштавакра Гите часто призывают ищущего наблюдать за эмоциями без привязанности и преодолевать иллюзию двойственности. Это сопоставимо с когнитивной переоценкой — психологической стратегией регуляции эмоций, которая включает в себя переосмысление своей интерпретации событий. Исследования с использованием нейровизуализации показали, что переоценка активирует префронтальную кору, помогая регулировать эмоциональные реакции миндалины, что подтверждает пропаганду Гитой сознательной ментальной дисциплины.
Мысль и нейропластичность
Текст подчеркивает преобразующую силу мыслей — концепцию, которая теперь подкреплена нейронаукой нейропластичности. Известно, что повторяющиеся ментальные паттерны (позитивные или негативные) физически изменяют нейронные пути. Послание Гиты о том, что освобождение возникает из изменения мировоззрения, соответствует выводам о том, что преднамеренные мыслительные паттерны могут привести к устойчивым изменениям в функционировании мозга и поведении.
Невозмутимость и эмоциональная регуляция
Призыв Гиты к внутренней невозмутимости, независимо от внешних обстоятельств, находит отражение в нейронауке эмоциональной регуляции. Такие методы, как осознанность (mindfulness) и медитация, имеющие параллели в созерцательной практике, поощряемой Гитой, показали укрепление передней поясной коры и островка — областей, участвующих в управлении эмоциональными реакциями.
Сознание и недвойственный опыт
Аштавакра Гита часто описывает состояние недвойственного сознания, в котором исчезают различия между «Я» и «другим». Нейронаучные исследования недвойственных состояний во время глубокой медитации (например, у опытных монахов или йогов) сообщают об измененной активности теменной доли и изменениях в ощущении границ «Я», что подтверждает эмпирическую основу таких учений.
Методология
Опрос проводился с использованием Google Forms среди случайных людей с разным образом жизни, географическим положением, возрастом и культурой, чтобы изучить влияние позитивного и негативного мышления на удовлетворенность жизнью, счастье и точку зрения. Опрос проводился с надлежащего согласия и с соблюдением конфиденциальности. Таблица 3 показывает статистику данных. Опрос был сосредоточен на следующем:
- (1) Образование человека.
- (2) Трудоустройство.
- (3) Согласие с утверждением.
- (4) Мысль обладает силой изменять.
- (5) Предыдущая теория и мышление.
- (6) Мышление и свобода.
- (7) Действие и мысль.
- (8) Позитивный настрой оказывает хорошее влияние.
- (9) Влияние общества из-за позитивного влияния.
- (10) Влияние мысли.
- (11) Медитация в жизни.
| Переменная | Среднее | Стандартное отклонение | Минимум | Максимум |
|---|---|---|---|---|
| Образование | 2.538 | 0.831 | 1 | 3 |
| Трудоустройство | 2.154 | 0.894 | 1 | 3 |
| Согласие с утверждением | 2.385 | 0.651 | 1 | 3 |
| Мысль обладает силой изменять | 2.538 | 0.640 | 1 | 3 |
| Предыдущая теория и мышление | 2.154 | 0.723 | 1 | 3 |
| Мышление и свобода | 2.385 | 0.771 | 1 | 3 |
| Действие и мысль | 2.385 | 0.651 | 1 | 3 |
| Позитивный настрой оказывает хорошее влияние | 2.769 | 0.440 | 2 | 3 |
| Влияние общества из-за позитивного влияния | 2.538 | 0.640 | 1 | 3 |
| Влияние мысли | 2.462 | 0.771 | 1 | 3 |
| Медитация в жизни | 1.615 | 0.992 | 0 | 3 |
Из вышеперечисленных переменных и выходных данных некоторые рассматриваются как числовая шкала от 0 до 3, а некоторые — как ответы на открытые вопросы. Этот набор данных используется для корреляционного и регрессионного анализа с использованием статистического программного инструмента JASP.
Описательный анализ набора данных
Таблица 3 описывает данные, полученные в ходе анкетирования по теме «Мышление формирует реальность». Помимо прямых переменных, были заданы следующие открытые вопросы. Были рассчитаны описательные статистики для предоставления полного обзора переменных исследования. Примечательно, что участники продемонстрировали последовательную склонность к идее «Мысль как сила» и показали умеренную вовлеченность в медитацию в своей жизни, со средними баллами 0,923 и 1,615 соответственно.
Результаты и обсуждение
Модель H0 выступает в качестве нулевой модели, указывая на отсутствие связи между предикторами и зависимой переменной в Таблице 4. Модель H1 демонстрирует существенное улучшение по сравнению с H0, с R-значением 0,962, что указывает на реальную сильную линейную ассоциацию между предикторами и зависимой переменной. Зависимая переменная — это согласие с утверждением «Мышление формирует реальность». Предикторами являются предыдущая теория, позитивный настрой, поддерживающая мысль, мысль как сила, влияние общества, трудоустройство, медитация в жизни. Значение R² 0,926 предполагает, что примерно 92,6% дисперсии зависимой переменной объясняется моделью, что является весьма высоким показателем. Однако скорректированное значение R² составляет 0,823, что указывает на то, что при учете сложности модели (количество предикторов) объясняемая дисперсия уменьшается, но остается сильной. Среднеквадратичная ошибка (RMSE) 0,500 значительно ниже, чем у H0, что указывает на гораздо лучшую точность прогнозирования.
| Модель | R | R² | Скорректированное R² | RMSE |
|---|---|---|---|---|
| H0 | 0.388 | 0.151 | 0.075 | 0.948 |
| H1 | 0.962 | 0.926 | 0.823 | 0.500 |
Результаты дисперсионного анализа (ANOVA) Таблицы 5 для H1 демонстрируют статистическую значимость в отношениях между предикторами и зависимой переменной. При сумме квадратов для регрессии, равной 15,672, и остаточной сумме квадратов, равной 1,251, ясно, что модель объясняет важную часть дисперсии. F-статистика 8,951 и p-значение 0,014 убедительно свидетельствуют о том, что модель значительно улучшает прогнозирование по сравнению с моделью среднего (только свободный член).
| Источник | Сумма квадратов | df | Средняя сумма квадратов | F | p-значение |
|---|---|---|---|---|---|
| Регрессия | 15.672 | 7 | 2.239 | 8.951 | 0.014 |
| Остаток | 1.251 | 5 | 0.250 | ||
| Общая | 16.923 | 12 |
Позитивный настрой показывает сильную положительную связь с зависимой переменной (коэффициент = 0,686), и с p-значением 0,021 он является статистически значимым в Таблице 6. Это подразумевает, что позитивный настрой оказывает значительное положительное влияние на зависимую переменную. Примечательно, что позитивный настрой и влияние общества выступают в качестве значимых предикторов с сильным положительным влиянием. Это указывает на то, что вмешательства или изменения в этих областях могут оказать значительное влияние на зависимую переменную.
| (Константа) | Образование | Трудоустройство | Согласие с утверждением | Мысль обладает силой изменять | Предыдущая теория и мышление | Мышление и свобода | Действие и мысль | Позитивный настрой оказывает хорошее влияние | Влияние общества из-за позитивного влияния | Влияние мысли | Медитация в жизни |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| -1.563 | 0.097 | 0.000 | -0.080 | 0.158 | 0.149 | -0.083 | -0.198 | 0.686* | 0.501* | 0.060 | 0.065 |
| (0.573) | (0.240) | (0.166) | (0.175) | (0.178) | (0.178) | (0.186) | (0.185) | (0.237) | (0.239) | (0.242) | (0.226) |
| -2.728 | 0.404 | 0.000 | -0.457 | 0.888 | 0.837 | -0.446 | -1.070 | 2.892* | 2.096* | 0.248 | 0.288 |
| 0.179 | 0.355 | 1.000 | 0.351 | 0.201 | 0.213 | 0.334 | 0.283 | 0.021 | 0.029 | 0.415 | 0.396 |
* Статистически значимо на уровне 0,05.
В данном исследовании использовалась небольшая выборка из 13 участников, что ограничивает статистическую мощность и обобщаемость результатов. Поэтому к результатам следует относиться с осторожностью и считать их предварительными. Рекомендуются дальнейшие исследования с более крупными и разнообразными выборками для проверки и расширения этих первоначальных выводов.
Заключение
Данное исследование исследовало пересечение древних философских инсайтов из Аштавакра Гиты (АГ) и современной нейронауки, с особым акцентом на роль мысли в формировании восприятия и благополучия. Анализируя ответы участников на утверждение «Мышление формирует реальность», исследование протестировало, связаны ли ключевые психологические переменные, такие как позитивный настрой, медитация и влияние общества, с воспринимаемой ясностью ума и удовлетворенностью жизнью.
Статистический анализ показал, что регрессионная модель объяснила значительную часть дисперсии зависимой переменной (R² = 0,926), при этом позитивный настрой (p = 0,021) и влияние общества (p = 0,029) оказались значимыми предикторами. Эти результаты предполагают, что люди, поддерживающие конструктивную ментальную ориентацию и получающие поддерживающее воздействие от своего окружения, с большей вероятностью соответствуют философии АГ о том, что внутренние убеждения формируют внешний опыт.
Хотя другие переменные, такие как медитация и поддерживающая мысль, показали положительный, но незначимый вклад, общая модель (F = 8,951, p = 0,014) подтвердила значимую связь между когнитивно-эмоциональными факторами и восприятием свободы и благополучия. Это обеспечивает аналитическую поддержку утверждению АГ о том, что «каков разум, таков и человек».
Концептуально, выводы перекликаются с нейронаучными принципами, такими как нейропластичность, интеграция эмоций и мысли, а также влияние нейротрансмиттеров на настроение и поведение. Они подчеркивают практическую значимость АГ не только как духовного текста, но и как когнитивной рамки, предвосхитившей современную психологическую науку.
Однако небольшой размер выборки (N = 13) ограничивает обобщаемость результатов. Следовательно, результаты следует рассматривать как предварительные, но многообещающие, открывая путь для дальнейших междисциплинарных исследований. Будущие исследования с более крупными и демографически разнообразными группами населения могли бы помочь укрепить достоверность этих выводов и углубить связь между древней философией и современной наукой.